КУНАУ (Кuhnau) Иоганн (6 IV 1660, Гейзинг, Саксония - 5 VI 1722, Лейпциг) - немецкий композитор, органист и муз. писатель. Учился в Крёйцшуле в Дрездене. В 1680 исполнял обязанности кантора в Циттау, где учился игре на органе у К. Вайзе. С 1682 изучал в Лейпциге философию и юриспруденцию. С 1684 органист, с 1701 кантор Томаскирхе (предшественник И. С. Баха на этой должности) и руководитель муз. занятий (директор музыки) Лейпцигского университета. Крупный музыкант, К. был широко образованным и передовым деятелем своего времени. Композиторское творчество К. включает многие церк. жанры. Его клавирные соч. занимают существ. место в развитии фп. литературы. К. перенёс в клавирную музыку циклич. форму итал. трио-сонаты, создал для клавира произв., не опирающиеся на традиц. танц. образы. В этом отношении значительны его сб.: «Свежие клавирные плоды или семь сонат хорошего изобретения и манеры» («Frische Clavier-Früchte oder Sieben Sonaten von guter Invention und Manier», 1696) и особенно «Музыкальное представление некоторых библейских историй в 6 сонатах, исполняемых па клавире» («Musikalische Vorstellung einiger biblischer Historien in 6 Sonaten auf dem Ciavier zu spielen», 1700, в т.ч. «Давид и Голиаф»). Последние, наряду со скр. сонатами «В прославление 15 мистерий из жизни Марии» Г. И. Ф. Бибера, - одни из первых программных инстр. сочинений циклич. формы. В более ранних сборниках К. - «Клавирные упражнения» («Ciavierübung», 1689, 1692), написанных в форме старинных танц. партит и близких по манере письма к клавирным соч. И. Пахельбеля, проявляются тенденции к утверждению мелодико-гармонич. стиля. Среди лит. работ К. - роман «Музыкальный шарлатан» («Der musikalische Quacksalber») - острая сатира на италоманию соотечественников. |