КУПЕРЕН (Couperin) - семья франц. музыкантов. С сер. 17 до сер. 19 вв. насчитывала не менее 12 представителей (композиторов и исполнителей). Помимо знаменитого Франсуа К. («великого К.»), известностью пользовались 3 брата: Луи К. (1626, Шом-ан-Бри - 29 VIII 1661, Париж) - клавесинист, органист. Учился у Ж. Шамбоньера. Написал ок. 100 пьес для клавесина, объединённых преим. в сюиты. В сюитах К. обычно сохраняется тональное единство, но последовательность танцев ещё не упорядочена. Значителен его вклад в развитие формы рондо. Прелюдии К. выдержаны в духе франц. увертюр Ж. Б. Люлли. Ему принадлежат также 3 симфонии для разл. инструментов и др. сочинения. Франсуа К.-старший (крещён 9 IV 1630, Шом-ан-Бри - после 1708, Париж) - органист, клавесинист и педагог. Шарль К. (крещён 9 IV 1638, Шом-ан-Бри - янв. 1679, Париж) - органист и клавесинист. Отец Франсуа К.-великого. Ученик Луи К. Органист церкви Сен-Жерве (наследовал должность Луи К.), в которой многие десятилетия работали музыканты династии К. Среди др. представителей семьи: Маргарита Луиза К. (1676, Париж - 30 V 1728, Версаль) - певица. Дочь Франсуа К.-старшего. Маргарита Антуанетта К. (19 IX 1705, Париж - 1778) - клавесинистка. Дочь Франсуа К.-великого. В 1730-41 была придв. клавесинисткой (наследовала должность отца). Арман Луи К. (25 II 1727, Париж - 2 II 1789, там же) - органист. Племянник Франсуа К.-великого. Служил в церкви Сен-Жерве. Его сыновья: Пьер-Луи К. (14 III 1755, Париж - 10 X 1789, там же)- органист; Жерве-Франсуа К. (крещён 22 V 1759, Париж - 11 III 1826, там же) - органист и композитор, один из последних представителей династии К. Автор симфоний, фп. сонат, вариаций и др. М. С. Друскин. КУПЕРЕН (Couperin) Франсуа (10 XI 1668, Париж - 12 IX 1733, там же) - французский композитор, клавесинист и органист. Крупнейший представитель семьи К., давшей неск. поколений музыкантов. Был прозван современниками «великим К.». Первоначальное образование получил у отца - Шарля К., после смерти которого с 1685 занял его должность органиста церкви Сен-Жерве в Париже (служил до 1723). Одноврем. занимался у органиста Ж. Томлена. С 1693 придв. органист, в 1702-30 придв. клавесинист (камер-музыкант). Давал также уроки игры на клавесине, участвовал в придв. концертах. Творчество К. - вершина франц. муз. искусства периода классицизма. Опираясь на достижения предшественников (начиная от Ж. Б. Люлли, особенно клавесинистов Ж. Ш. Шамбоньера, Ж. А. д'Англебера), композитор преломил в своём творчестве влияние новоитал. инстр. школы, преим. А. Корелли. Наследие К. включает камерно-инстр., духовные, клавесинные произв. (сохранились также некоторые светские вок. соч.). Наибольшую популярность приобрели клавесинные пьесы, получившие известность за пределами Франции ещё при жизни К.; их высоко ценили И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. Композитор глубоко познал выразит. возможность клавесина. Пьесы К. отличаются идеальным соотношением между замыслом и его звуковым воплощением. К. опубликовал ок. 250 клавесинных пьес, в т.ч. 27 сюит, изданных в 4 сборниках (1-й сб. - сюиты No 1-5, 1713; 2-й - No 6-12, 1722; 3-й - No 13-19, 1722; 4-й - No 20-27, 1730). Внутри сюиты пьесы расположены в определённом порядке (К. сам подчёркивает «Les Ordres», т.е. наборы, последовательности пьес). Первый сб. строится по схеме, установленной предшественниками К. (Шамбоньером, Л. Купереном и др.): вначале аллеманда, куранта (часто подряд 2 куранты), сарабанда, жига (к-рая нередко отсутствует), далее разл. танцы и нетанцевальные пьесы (иногда более 20). Со 2-го сб. К. отказывается от этой схемы, сохраняя тональную общность пьес (однако и она порой нарушается, напр. в сюите No 25). Преодолевая нормы старинной танц. сюиты, К. обратился к свободному циклу, строящемуся по признаку разнообразия, подобия и контраста миниатюр. В сюитах, используя приёмы театрализации, К. даёт замкнутые циклы. 5-частный цикл из сюиты No 11 «Карнавал великой и старинной скоморошины» («Les Fastes de la grande et ancienne Menestrandise»), воспроизводящий маскарадное шествие представителей муз. цехов, имеет сатирич. подтекст и направлен против отживших цеховых форм гор. муз. быта. Цикл из сюиты No 13 «Французские безумства, или Маски домино» («Les Folies francoises, ou les Dominos») - вариации на тему менуэта, каждая из которых изображает характер: «Девичество», «Стыдливость», «Желание», «Верность» и т.п. Большинство пьес К. имеет программные подзаголовки. Здесь галерея портретов женщин - «Грациозная», «Кокетливая», «Нежная», «Наивная», «Трудолюбивая», «Скорбная», «Страстная»; родных и друзей композитора; нац. типов - «Флорентинка», «Испанка» и т.д. Широко представлены свойства человеческого характера (горячность, мрачность, преданность, непорочность), зарисовки сельского труда («Вязальщицы», «Жницы», «Сборщицы винограда»), картины из жизни природы («Тростники», «Бабочки», «Пчёлы»). Это не сюжетная программность, а образно-конкретизированные впечатления композитора от окружающей действительности. В предисловии к 1-му сб. он пишет: «Сочиняя пьесы, я всегда имел в виду определённый предмет - различные обстоятельства мне его подсказывали. Поэтому названия соответствуют идеям, которые были у меня при сочинении». Нередко заглавие возникало в результате далёкой ассоциации (своего рода эпиграф к пьесе). Для музыки К. характерно отвлечение от индивидуальных, случайных черт и, в соответствии с франц. классицизмом, передача общего, типичного. Но зарисовывая портрет или живописуя пейзаж, К. стремился проникнуть в душевный мир человека. Подобно своему современнику худ. А. Ватто, К. привнёс в клавесинный жанр психологич. реализм, наделив инстр. пьесы образной выразительностью, присущей вок. музыке с поэтич. текстом. К. обновил старофранц. инстр. стиль. Он сам отмечал, что «сумел вдохнуть жизнь в клавесин» и подчёркивал: «Я предпочитаю то, что меня трогает, тому, что поражает меня». В рамках миниатюры композитор добился совершенства в воплощении разнообразного содержания. К. - мастер детализованного штриха, что достигается тонкой мотивной разработкой, прихотливостью ритмич. рисунка, богатым использованием муз. орнаментики (он различает 11 осн. видов мелизмов, но дифференцирует их 23 обозначениями; у Шамбоньера - 9 таких обозначений, у Рамо - 13). Главное в музыке К. - неистощимая мелодич. изобретательность. Характерны контрасты внутри пьесы, отсюда частое применение формы рондо (более четверти его пьес написаны в этой форме). В др. произв. преобладает свободно варьируемая 2-частная форма. Исполнит. принципы К. обосновал в трактате «Искусство игры на клавесине». Особое внимание он уделял приёмам воспроизведения, артикуляции мелодии, сравнивая их с приёмами ораторской декламации. Соч: для клавесина - 4 сб. пьес (Les livres de clavecin, 1713-30); камерно-инстр. музыка - Объединенные вкусы: 4 Королевских концерта и 10 концертов (1714-15), трио-сонаты Апофеоз Корелли, Апофеоз Люлли, Нации (1724-26) и др.; органные мессы (1690), мотеты; 3 предпасхальные обедни (Trois lecons de Tenebres, опубл. 1715); Полн. собр. соч., т. 1-12, Р., 1932-33. Лит. соч.: L'art de toucher le clavecin, P., 1716, 1717; в рус. пер. - Искусство игры на клавесине, М., 1973 (с прилож.: Mильштейн Я., Франсуа Куперен, его время, творчество, трактат «Искусство игры на клавесине»). Тематич. указатель: Cauchie M., Thematic index of the Works of Fr. Couperin, Monaco, 1949. |