КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЕВ [1806 или 1818 (?), урочище Жиделы, Внутренняя (Букеевская) Орда, ныне Зап. Казахстан - 1879 или 1889 (?), урочище Шайтанибатага, ныне Астраханская обл.] - казах. нар. композитор, исполнитель на домбре. Прославился как автор инстр. пьес для домбры (кюи), отличающихся образной выразительностью, совершенством формы, в некоторых из них проявляется влияние рус. мелоса. Кюи К. С. были программными, по замыслу отражали подлинную жизнь народа. Ему принадлежат кюи «Кишкентай» («Малый») - о подавлении антифеодального восстания И. Тайманова в 1836-37, в котором К. С. принимал участие, «Кобык шашкан» («Бушующий вал»)- о нар. бедствии, вызванном наводнением Каспия, «Серпер» («Порыв») - о стремлении народа к свободе. Мн. его кюи автобиографичны: «Тюрмеден кашкан» («Побег из тюрьмы»), «Кисен ашкан» («Снятие кандалов»), «Кайран шешем» («О, моя мать»). Они воспринимались как призыв к сопротивлению. За бунтарские действия К. часто подвергался преследованиям феодалов и царских властей. У К. С. имеются и жанровые картинки «Сары арка» («Золотая степь»), «Ала-Тау», «Балбраун» («Изящный»), «Булбул» («Соловей»), «Айда, булбул Айжан-кыз» («Смелее, соловушка Айжан») и др. Творчество К. С. оказало огромное влияние на развитие нар. инстр. культуры Зап. Казахстана, а также др. жанров совр. казах. музыки. Его кюи, впервые записанные в сов. время (более 60), - неотделимая часть казах. сов. музыки. Они исполняются на нар. инструментах, в перелож. для симф. и нар. оркестров, фп., скрипки, хора и др. Среди мн. учеников К. С. - Д. Нурпеисова. Имя К. С. присвоено гос. оркестру нар. инструментов, Алма-Атинской консерватории, муз. школам, улицам, Гос. премии Казах. ССР. |