КУРПИНЬСКИЙ (Кurpinski) Кароль Казимеж (6 III 1785, Влошаковице - 18 IX 1857, Варшава.) - польский композитор, муз.-обществ. деятель, дирижёр, муз. теоретик. Учился игре на фп., скрипке и органе у отца - органиста Марцина К. С 1797 церк. органист в Сарнуве. С 1800 жил в Москве, играл в домашнем квартете, давал уроки фп. игры. Композитор и 2-й дирижёр «Т-ра Народовы» (с 1810; рук. Ю. Эльснер), директор и рук. хора оперного «Т-ра Бельки» (1824-40) в Варшаве. Одноврем. преподавал муз. теорию в Школе муз. и драм. искусства, в 1835-41 рук. Школы пения и музыки при «Т-ре Вельки». К. - основатель и ред. первого польского муз. журн. «Tygodnik muzyczny» (1820-21), чл. Варшавского науч. общества. Автор статей по муз. этнографии и муз. учебников. К. - один из создателей нац. оперы; автор 26 муз.-сценич. произв., для которых характерно сочетание элементов франц. комич. оперы, нем. зингшпиля, итал. школы 18 в. и польской нац. мелодики. Писал также полонезы для фп. (считается предшественником Ф. Шопена в этом жанре) и патриотич. песни (особенно популярна «Варшавянка 1831 года» - «Warszawianka 1831 roku»). Соч.: оперы (все пост. в Варшаве) - Две хатки (Dwie chatki, 1811), Дворец Люцифера (Palac Lucypera, 1811), Ядвига, королева Польши (Jadwiga, krolowa Polski, 1814), Шарлатан, или Воскрешенье мёртвых (Szarlatan czyli Wskrzeszenie umarlych, 1814; под назв. Чудесный маг, или Покойник в лицах пост. в Петербурге, 1827), Награда (Nagroda, 1815), Малая школа отцов (Mala szkola ojcow, 1816), Забобон, или Краковяки и горцы, или Новые Краковяки (Zabobon czyli Кrakowiacy i gorale; Nowe Кrakowiaki, 1816), Ян Кохановский (1817), Чаромысль (Czaromysl, 1818), Замок на Чорштыне, или Бойомир и Ванда (Zamek na Czorsztynie czyli Bojomir i Wanda, 1819), Лесничий в Коженицской пуще (Lesniczy w Кozienickiej Puszczy, 1821), Цецилия Пясечиньока (1829) и др. оперетты - Пигмалион (1808), Дедушка (Dziadek, 1816), Осада Гданьска (Oblezenie Gdanska, 1811), Руины Вавилона (Ruiny Babilonu, 1812), Марцинова в серале (Marcinowa w seraju, 1812), Агарь в пустыне (Agar na puszczy, 1814), Геро и Леандр (1816), Збигнев (1819), балеты - Новое поселение Терпсихоры над Вислой (Nowa osada Terpsychory nad Wisla., 1818), Марс и Флора (1820), Три грации (Trzy gracje, 1822), Краковская свадьба в Ойцове (Wesele Кrakowskie w OJcowie, 1823), для орк. - программная симфония Битва под Можайском (Bitwa pod Mozajskiem, 1812), увертюра Музыка к элегии «На смерть Тадеуша Костюшки» (Muzyka do elegii «Na smierc Tadeusza Кosciuszki»), полонезы, концерт для кларнета (1823), камерно-инстр ансамбли - трио для флейты, кларнета и влч., фантазия для струн. квартета, Музыкальный пейзаж (Paysage musical, для арфы и фагота), инстр. пьесы, для фп. - ок 50 полонезов, 6 мазурок, 2 фантазии, фуга, вариации хоры, песни. Лит. соч.: учебники - Wyklad systematyczny zasad muzyki na klawikord, Warsz, 1819, Zasady harmonii tonow z dolaczemem jeneralbasu praktycznego, Warsz., 1821; Dziennik podrozy, Warsz., 1823; Zasady harmonii wykladane w sposobie lekcji dla lubowmkow muzyki, Warsz, 1844. |