КУСЕВИЦКИЙ Сергей Александрович [14 (26) VII 1874, Вышний Волочек - 4 VI 1951, Бостон] - русский дирижёр, виртуоз-контрабасист и муз. деятель. В 1894 окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармопич. общества по классу контрабаса у Й. Рамбаусека. С 1900 вёл там же класс контрабаса. Ещё учеником был принят вне конкурса в оркестр Большого театра. В 1896 впервые выступил как солист-контрабасист, концертировал в России и за границей (1903-05). С 1905 жил в Берлине, где занимался по дирижированию у К. Мука и Ф. Вейнгартнера; пользовался консультациями А. Никиша. В 1908 выступил как дирижёр с оркестром Берлинской филармонии, затем гастролировал в Вене и Лондоне. В 1909 основал «Российское музыкальное издательство», задачей которого ставил пропаганду творчества русский композиторов (А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, И. Ф. Стравинского, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева). Возвратившись в Москву создал свой симф. оркестр (1909), во главе которого развернул широкую конц. деятельность. В 1910, 1912, 1914 совершил вместе с оркестром конц. поездки на спец. пароходе по городам Поволжья. В 1917-20 возглавлял Гос. симф. оркестр (бывший придворный) в Петрограде. С1920 жил за границей, организовал «Симфонические концерты Кусевицкого», занимавшие видное место в муз. жизни Парижа (1921-28). В этих концертах впервые прозвучали мн. произв. рус. и французский композиторов, в т.ч. «Пасифик 231» Онеггера (1924), фп. концерт Стравинского (1924), 2-я симфония Прокофьева (1925). Осуществил пост. ряда рус. опер в Париже (1921) и Барселоне (1922-23). В 1924-49 К. возглавлял Бостонский симф. оркестр (достигший под его руководством высокого уровня). Стал первым исполнителем мн. новых сочинений (в их числе 4-я симфония Прокофьева, «Симфония псалмов» Стравинского, 1-я симфония Онеггера, 3-я симфония Русселя, «Турангалила» Мессиана), большинство которых создавалось по его инициативе. К. был также первым исполнителем в США 9-й симфонии Шостаковича и 5-й симфонии Прокофьева. В 1935 организовал летние концерты в Танглвуде, послужившие основой для создания в 1940 Беркширского муз. центра, который работал как летняя школа для талантливых студентов разл. муз. специальностей. К работе центра были привлечены комп. А. Копленд, П. Хиндемит, А. Онеггер, О. Мессиан, Л. Даллапиккола. В 1942 (в связи со смертью жены) К. создал фонд им. Наталии К. для помощи композиторам. В годы 2-й мировой войны был президентом муз. секции Нац. совета американо-сов. дружбы. Организатор Американо-сов. муз. общества (1946). Как дирижёр К. отличался чёткостью, ясностью дирижёрской техники, соединением яркого темперамента и самообладания, неумолимой требовательностью, позволявшей ему добиваться высокого технич. совершенства оркестрового исполнения. Автор ряда произв. для контрабаса (в т.ч. концерта с оркестром) и Пассакалии на рус. тему для оркестра (1934). |