КУЗНЕЦОВ Александр Васильевич (1847, Петербург - 1918 или 1919, Петроград) - рус. виолончелист и композитор. Учился у К. Ю. Давыдова (до 1865). В 1866 окончил Петерб. консерваторию по классу виолончели у И. И. Зейферта, теорию композиции изучал у Н. И. Зарембы. Был в дружеских и творч. отношениях с П. И. Чайковским и М. А. Балакиревым. К. преим. камерный музыкант (выступал и как солист). В 1871-83 входил (вместе с Д. А. Пановым, А. Ф. Леоновым, А. А. Егоровым) в состав «Русского квартета», который впервые исполнил в Петербурге 1-й квартет Чайковского, квартеты А. П. Бородина. В репертуаре К. были также сонаты Ф. Мендельсона, Э. Грига, Ф. Шопена (партию фп. исп. М. А. Балакирев), Й. Брамса (партия фп. - В. И. Сафонов). Балакирев посв. К. романс «7 ноября», К. Ю. Давыдов - Ноктюрн. Как композитор К. находился под влиянием творчества Чайковского, Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова. Среди его соч. - 4 сюиты и 4 квартета для 4 виолончелей, ряд пьес для виолончели и фп., 2 кантаты, романсы и др. Ему принадлежат опера «Анжело» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина). С 1879 К. был членом, затем директором и пред. правления Петерб. отделения Филармонич. общества. КУЗНЕЦОВ Александр Иванович [2 (14) VIII 1896, Зарайск - 24 IX 1969, Москва] - сов. баянист. С 5 лет играл на гармонике, позже помогал в работе отцу - мастеру гармоник, выступал вместе с ним, а также как аккомпаниатор в кино, участвовал в концертах, находясь в армии. В 1925 организовал в Т-ре им. Мейерхольда (Москва) трио баянистов, в которое входили также М. Я. Макаров (1897-1934), Я. Ф. Попков (1898-1970). В их сопровождении шли спектакли «Лес» Островского, «Клоп» Маяковского, «Мандат» Эрдмана, «Д. Е.» Подгаецкого и др. С 1930 трио под рук. К. выступало в концертах «Мосэстрады», на радио. В 1934 Макарова заменил А. Ф. Данилов (1901-65). Участниками трио были сделаны обр. нар. мелодий, популярных вальсов и др. Артисты участвовали в озвучивании фильмов («Трактористы», «Свинарка и пастух», «Гибель ?Орла?» и др.), в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 вели активную конц. деятельность в составе фронтовых бригад, после войны концертировали по Сов. Союзу (до 1958). В репертуар входили произв. П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Ф. Шопена, В. А. Моцарта, обр. нар. музыки. КУЗНЕЦОВ Алексей Алексеевич (р. 6 IX 1941, Челябинск) - сов. джазовый гитарист и композитор. В 1962 окончил Моск. муз.-пед. уч-ще им. Oкт. революции (класс гитары). В 1962-74 гитарист эстрадно-симф. оркестра Всесоюзного радио и Центр. телевидения. С 1975 артист Гос. симф. оркестра кинематографии СССР. Участник междунар. джазовых фестивалей. Автор муз. произведений. КУЗНЕЦОВ Константин Алексеевич [9 (21) IX 1883, Новочеркасск - 25 V 1953, Москва] - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1943). Окончил в 1906 историко-филологич. ф-т Гейдельбергского университета, в 1907 юридич. ф-т Моск. университета. В 1909-12 был в науч. командировке в Великобритании, затем изучал в Германии историю музыки под рук. Ф. Вольфрума, композицию - у М. Регера. С 1912 приват-доцент Моск. университета; в 1912- 1913 профессор Восточного университета во Владивостоке; в 1914-21 - университета и Высших женских курсов в Одессе, лектор по истории музыки в консерватории. С 1921 - в Москве. В 1921-32 действит. чл. и пред. историко-муз. секции ГАХНа и ГИМНа. В 1923-1931, 1934-38, 1941-49 преподавал в Моск. консерватории (с 1936 профессор, с 1942 зав. объединённой кафедрой истории музыки, в 1943-45 - кафедрой истории рус. музыки), с 1943 сотрудник н.-и. кабинета консерватории. С 1946 ст. науч. сотрудник Ин-та художеств. воспитания Академии пед. наук РСФСР. К. - один из основоположников сов. музыковедения. Эрудиция, широта науч. кругозора, блестящий лит. стиль - типич. черты его науч. и публицистич. работ. Лучшим из них свойственны широкая культурно-историч. характеристика, смелые параллели в области смежных искусств, обилие конкретных фактов и наблюдений, обращение к отдалённым эпохам как метод построения глубокой историч. перспективы. Выделяются исследования К. по древней араб. и испан. музыке, очерки «Музыкально-исторические портреты», в которых раскрываются передовые тенденции зап.-европ. муз. культуры 17 в. Крупным вкладом в сов. музыковедение явились изданные под ред. К. и при его участии 4 тома серии «История русской музыки в исследованиях и материалах» (1924-27). Соч.: Этюды о музыке, Од., 1919; Введение в историю музыки, ч. 1, М.-П., 1923; Исторические формы ноктюрна, «Искусство», 1925, No 2; Глинка и его современники, М., 1926; Вебер и современность, «Музыкальное образование», 1926, No 3; От клавесина к фортепиано, там же, 1926, No 5-6; Три этюда о Бетховене, «Музыка и революция», 1927, No 3; Вступление. Глинка и Бетховен. Балакирев и Бетховен. Послесловие, в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927; Стиль в музыке, «Музыкальное образование», 1930, No 4-5; «Музыка улицы» в Венеции XVIII века, «СМ», 1933, No 1; О моей историко-музыкальной работе, там же; Театральная декорация в XVII-XVIII столетиях и её историко-музыкальные параллели, там же, 1934, No 2; Из истории клавирной музыки, там же, 1935, No 1; Доменико Скарлатти, там же, 1935, No 10; Верди и его «Реквием», М., 1935 (под псевд. А. Констант Смис); Пуччини и его опера «Богема», М.,. 1936 (под псевд. А. Констант Смис); За советскую музыкально-историческую науку, «СМ», 1936, No 10; Из истории испанской музыки, там же, 1936, No 11; Народные элементы в творчестве Вебера (совм. с В. С. Кузнецовой), там же, 1936, No 12; Музыкально-исторические портреты, сер. 1, М., 1937; Из истории испанской музыки. Этюды 1-5, «Музыка», 1937, No 20, 21, 23, 29, 32; «Орфей» опера Глюка, М., 1939; Заметки о виолончельном концерте Прокофьева, «Советское искусство», 1940, No 1; Арабская музыка, в кн.: Очерки по истории и теории музыки, т. 2, Л., 1940; Древние основы испанской музыкальной культуры, там же; «Новое и старое» в квартетах Шебалина, «СМ», 1940, No 1; Творческая жизнь С. В. Рахманинова, в сб.: Советская музыка, сб. 4, М., 1945; Из музыкального прошлого Москвы. Этюд первый, «СМ», 1947, No 5; Москва и музыка нашей страны. Этюд второй, там же, 1947, No 6; Арканджело Корелли, М., 1953 (совм. с И. М. Ямпольским), и др. |