КВАРТЕТ (итал. quartetto, от лат. quartus - четвёртый; франц. quatuor, нем. Quartett, англ. quartet). 1) Ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов или вокалистов). Состав инстр. К. может быть однородным (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые инструменты) и смешанным. Наибольшее распространение из инструментальных К. получил струнный К. (две скрипки, альт, виолончель). Часто встречается также ансамбль фп. и 3 струн. инструментов (скрипка, альт и виолончель); его называют фп. К. Состав К. для духовых инструментов может быть различным (напр., флейта, гобой, кларнет, фагот или флейта, кларнет, валторна и фагот, а также 4 однотипных инструмента - валторны, фаготы и т. п.). Среди смешанных составов, помимо упомянутых, распространён К. для дух. и струн. инструментов (флейта или гобой, скрипка, альт и виолончель). Вок. К. может быть женским, мужским, смешанным (сопрано, альт, тенор, бас). 2) Муз. произв. для 4 инструментов или певческих голосов. Среди жанров камерных инстр. ансамблей преобладает струнный К., который во 2-й пол. 18 в. пришёл на смену господствовавшей раньше трио-сонате. Тембровая однородность струн. К. влечёт за собой индивидуализацию партий, широкое использование полифонии, мелодич. содержательность каждого голоса. Высокие образцы квартетного письма дали венские классики (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен); у них струн. К. обретает форму сонатного цикла. Эта форма продолжает применяться и в последующее время. Из композиторов периода муз. романтизма важный вклад в развитие жанра струн. К. внёс Ф. Шуберт. Во 2-й пол. 19 в. и в начале 20 в. в струнном К. используются лейтмотивный принцип и монотематизм, возрастает значение картинности, красочности, в частности колористической трактовки гармонии, обогащается инструментальная фактура (А. П. Бородин, отчасти П. И. Чайковский, С. И. Танеев, А. К. Глазунов, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель). Глубокий и тонкий психологизм, напряжённая экспрессия, порой трагизм и гротеск, выявление новых выразительных возможностей инструментов и их сочетаний отличают лучшие струнные К. 20 в. (Б. Барток, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович). Жанр фп. К. пользовался наибольшей популярностью в классич. эпоху (В. А. Моцарт); в последующее время композиторы обращаются к этому составу реже (Р. Шуман, С. И. Танеев). Жанр вок. К. был особенно распространён во 2-й пол. 18-19 вв.; наряду с вок. К. смешанного состава создавались и однородные К. - для муж. голосов (родоначальником которых считается М. Гайдн) и для жен. голосов (много таких К. принадлежит И. Брамсу). В числе авторов вок. К. - Й. Гайдн, Ф. Шуберт. Представлены К. и в рус. музыке. В качестве части более крупного сочинения вок. К. (а cappella и с сопровождением оркестра) встречаются в опере, оратории, мессе, реквиеме (Дж. Верди, К. из оперы «Риголетто», Offertorio из его же Реквиема). Г. Л. Головинский. КВАРТЕТ струнный (смычковый) - камерно-инстр. ансамбль, выступающий с исполнением квартетной музыки; один из самых сложных и тонких видов камерного муз.-исполнит. искусства. Формирование К. как самостоят. исполнит. коллектива происходило на протяжении 2-й пол. 18 в. в разл. странах (Австрия, Италия, Англия, Франция) и первоначально было связано с домашним музицированием, особенно в среде венского бюргерства, где получили распространение инстр. ансамблевая игра (трио, квартеты, квинтеты), обучение игре на скрипке и виолончели. Репертуар любительских К. составляли произв. К. Диттерсдорфа, Л. Боккерини, Г. К. Вагензейля, Й. Гайдна и др., а также разл. рода аранжировки для К. отрывков из популярных опер, увертюр, симфоний и др. С развитием в творчестве венских классиков жанра квартетной музыки К. (2 скрипки, альт и виолончель) утверждается как основной ведущий вид проф. камерно-инстр. ансамбля. В течение долгого времени К. не привлекал внимания конц. публики, посещавшей гл. обр. итал. оперные спектакли, выступления инстр. виртуозов и певцов. Лишь в кон. 18 в. (1794) в Вене был организован постоянный проф. К., содержавшийся меценатом князем К. Лихновским. В состав К. входили видные венские музыканты: И. Шуппанциг, Й. Майзедер, Ф. Вейс, Й. Линке. В конц. сезоне 1804-1805 этот ансамбль дал первые в истории муз. искусства открытые публичные вечера квартетной музыки. В 1808-16 он находился на службе у рус. посла в Вене графа А. К. Разумовского. Этот К. впервые исполнил все камерно-инстр. соч. Л. Бетховена (разучивались под руководством самого композитора), заложив традиции их интерпретации. В 1814 в Париже П. Байо организовал К., дававший абонементные вечера камерной музыки по подписке. В дальнейшем развитии и популяризации проф. квартетного исполнительства важную роль сыграл К. нем. музыкантов бр. Мюллеров-старших, явившийся первым проф. К., который гастролировал (в 1835-51) во мн. европ. странах (Австрия, Нидерланды, Россия и др.). Однако, несмотря на конц. деятельность в 1-й пол. 19 в. ряда К. и существование спец. литературы, сам стиль квартетного исполнения лишь начинал складываться. Ещё не были чётко определены и выявлены черты К. как исполнительского жанра. В квартетном исполнительстве были сильны проявления сольно-виртуозного начала; К. рассматривался многими не как единый исполнительский ансамбль, а гл. обр. как «окружение» того или иного виртуоза-скрипача. Программы квартетных вечеров носили смешанный сольно-камерный характер. В них большое место занимали произв., написанные в жанре т. н. «блестящего квартета» (Quator brillant) с эффектной виртуозной партией первой скрипки (квартеты Н. Паганини, Й. Майзедера, Л. Шпора и др.). Слушатели ценили не столько ансамбль, сколько игру солиста. Организовывались К. преимущественно выдающимися виртуозами, их составы были случайными, непостоянными. Подчёркивание сольного начала находило отражение и в расположении участников К. Напр., У. Булль исполнял партию первой скрипки в квартете В. А. Моцарта, стоя на эстраде, в то время как др. участники играли, сидя в орк. яме. Обычное же расположение артистов К. до кон. 19 в. было иным, чем в наст. время (первый скрипач сидел против второго, виолончелист - против альтиста). Становление квартетного стиля исполнения шло одновременно с развитием квартетной музыки, обогащением и усложнением стиля квартетного письма. Перед исполнительским ансамблем возникали новые творч. задачи. Отчётливо выявлялась осн. историч. тенденция - от превалирования сольного начала к установлению равновесия между отд. голосами ансамбля, слитности его звучания, объединению квартетистов на основе единого художеств. плана интерпретации. Первый скрипач, сохраняя ведущую роль в ансамбле, становился лишь «первым среди равных». Вместе с тем на формирование стиля исполнения оказывала влияние обстановка, в которой проходили концерты (небольшие залы, рассчитанные на узкий круг «избранных» слушателей), что придавало квартетному музицированию интимно-камерный характер. Наиболее полное выражение квартетный стиль получил в исполнительском творчестве Квартета Й. Иоахима (Берлин), работавшего в 1869-1907 и создавшего высокохудожеств. образцы интерпретации классич. и романтич. квартетной музыки. В его искусстве проявились типические черты квартетного исполнения - стилевое единство, органич. слитность звучания, тщательная и тонкая отделка деталей произв., единство технич. приёмов игры. В эти годы К. получают большое распространение, особенно в Германии. Выдающимся западноевроп. ансамблем явился К., осн. франц. скрипачом Л. Капе, внёсшим новые художеств. черты в квартетный стиль исполнения, в частности в истолкование поздних квартетов Л. Бетховена. В совр. период К. занимают большое место в конц. жизни. Техника игры мн. К. достигла высокой, порой виртуозной степени совершенства. Влияние квартетной музыки совр. композиторов проявилось в расширении тембровой и динамич. палитры квартетного звучания, обогащении ритмич. стороны квартетной игры. Ряд К. выступает с исполнением конц. программы наизусть (впервые - Квартет Р. Колиша, Вена). Выход К. в большие конц. залы изменил понимание квартетного стиля как некой интимно-замкнутой эстетич. категории. Квартетная игра в России начала распространяться с 70-80-х гг. 18 в. Первоначально её сфера - усадебно-помещичий крепостной и придв. муз. быт. В кон. 18 в. в Петербурге были известны крепостной К. графа П. А. Зубова, который возглавлял даровитый скрипач Н. Логинов, и придв. камерный ансамбль, возглавлявшийся Ф. Тицем (выступал на т. н. малых эрмитажах). С кон. 18 - нач. 19 вв. любительское квартетное музицирование стало популярным в среде художников и литераторов, в муз. кружках и салонах Петербурга, Москвы и ряда провинц. городов. В 1835 выдающийся скрипач, директор Придв. певческой капеллы в Петербурге А. Ф. Львов организовал проф. К., не уступавший лучшим зарубежным квартетным ансамблям 19 в. Этот К. высоко ценили Р. Шуман, Г. Берлиоз. Несмотря на то, что его деятельность протекала в обстановке замкнутого музицирования (в открытых платных концертах К. не выступал), ансамбль за 20-летний период работы познакомил петерб. публику с лучшими произв. классич. музыки. В 1-й пол. 19 в. открытые публичные концерты в Петербурге давали К., возглавлявшиеся А. Вьётаном и Ф. Бёмом (последний сыграл большую роль в популяризации квартетной музыки Л. Бетховена). После организации в 1859 Рус. муз. общества (РМО), открывшего отделения и муз.-учебные заведения в Петербурге, Москве и мн. провинц. городах, в России стали создаваться постоянные квартетные ансамбли. Их возглавляли видные скрипачи: в Петербурге - Л. С. Ауэр, в Москве - Ф. Лауб, позднее И. В. Гржимали, в Харькове - К. К. Горский, в Одессе - А. П. Фидельман и др. К., существовавшие при местных отделениях РМО, были стационарными. Первым К., предпринявшим конц. поездки по стране, был «Русский квартет» (осн. 1872). Этот ансамбль, возглавлявшийся Д. А. Пановым, выступал в Петербурге, Москве и ряде провинц. городов. В 1896 в Петербурге был создан т. н. Мекленбургский квартет, во главе которого до 1908 был Б. Каменский, с 1910 - К. К. Григорович. Этот первоклассный ансамбль выступал во мн. городах России и был первым русским К., гастролировавшим в западноевропейских странах. Несмотря на большие творческие достижения русского квартетного исполнительства, постоянные К. в России были немногочисленны. Лишь после Великой Окт. социалистич. революции квартетное исполнительство в СССР при гос. поддержке получило большой размах. В кон. 1918 в Москве были созданы первые сов. К. - К. им. В. И. Ленина во главе с Л. М. Цейтлиным и К. им. А. Страдивари, возглавлявшийся в первом составе Д. С. Крейном. В марте 1919 в Петрограде был организован К. им. А. К. Глазунова во главе с И. А. Лукашевским. Его деятельность сыграла важную роль в развитии сов. квартетного исполнительства. Этот К., объездивший с концертами всю страну, выступал не только в конц. залах, но и на фабриках и заводах, он впервые познакомил широкие массы с сокровищами мировой квартетной литературы, вызвал глубокий интерес к камерной музыке. «Глазуновцы» первыми продемонстрировали достижения сов. квартетного искусства зап.-европ. слушателям; в 1925 и 1929 они гастролировали во мн. странах (Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия и др.). В 1921 был создан Гос. квартет им. Ж. Б. Вильома (Киев), в 1923 - К. им. Л. Бетховена (Москва), им. Комитаса (Армения), в 1931 - К. им. Большого театра СССР, в 1945 - К. им. А. П. Бородина (Москва) и др. В 1923 в Моск. консерватории открылся спец. класс квартетной игры; его окончили будущие участники мн. квартетных ансамблей (в т. ч. К. им. Комитаса, К. им. А. П. Бородина, Гос. квартета Груз. ССР и др.). Развитию квартетного исполнительства способствовали Всесоюзные конкурсы квартетов (1925, 1938). Квартетные ансамбли возникли в республиках, во многих из которых до революции не существовало проф. муз. искусства. В Азербайджане, Армении, Грузии, Литве, Татарии и др. республиках при филармониях и радиокомитетах работают квартетные ансамбли высокого проф. уровня. Исполнительское мастерство, присущее лучшим сов. К., способствовало созданию многочисл. произв. сов. квартетной музыки (А. Н. Александров, Р. М. Глиэр, С. Ф. Цинцадзе, Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин, М. С. Вайнберг, Е. К. Голубев, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев и др.). Новаторство мн. из этих произв. оказало большое влияние на развитие сов. стиля квартетного исполнения, характеризующегося масштабностью, широтой муз. дыхания, обращением к эмоциональному восприятию большой конц. аудитории. КВАРТЕТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (указаны фамилии первых скрипачей; список дан по хронологич. принципу) И. Шуппанциг (Вена, 1794-1816, 1823-30). П. Байо (Париж, 1814-42). Й. Бём (Вена, 1821-68). Братья Мюллеры-старшие (Брауншвейг, 1831-55). Л. Янса (Вена, 1834-50). Ф. Давид (Лейпциг, 1844-65). Й. Хельмесбергер-старший (Вена, 1849-87). Братья Мюллеры-младшие (Брауншвейг, 1855-73). Ж. Арменго (Париж, с Э. Лало, с 1855). Ш. Ламурё (Париж, с 1863). X. Херман (Франкфурт, 1865-1904). Ж. Беккер, т.н. Флорентийский квартет (Флоренция, 1866-80). Й. Иоахим (Берлин, 1869-1907). А. Розе (Вена, 1882-1938). А. Бродский (Лейпциг, 1883-91). P. Кнейзель (Нью-Йорк, 1885-1917). E. Хубаи (Будапешт, о 1886). Й. Хельмесбергер-младший (Вена, 1887-1907). М. Зольдат-Рёгер (Берлин, 1887-89; Вена, с 1889; женский квартет). С. Барцевич (Варшава, с 1889). К. Гофман, т. н. Чешский квартет (Прага, 1892-1933). Л. Капе (Париж, 1894-1921). С. Томсон (Брюссель, 1898-1914). Ф. Шёрг, т.н. Брюссельский квартет (Брюссель, с 1890-х гг.). А. Марто (Женева, 1900-07). Б. Лотски, т. н. К. им. О. Шевчика (Прага, 1901-31). А. Бетти, т. н. Флонзалей квартет (Лозанна, 1902-29). А. Онну, т. н. Pro Arte (Брюссель, 1913-40). О. Цуккарини, т. н. Римский квартет (Рим, с 1918). А. Буш (Берлин, 1919-52). Л. Амар (Берлин, 1921-29, с П. Хиндемитом). Р. Колиш (Вена, 1922-39). А. Левенгут (Париж, с 1929). A. Гертлер (Брюссель, с 1931). Ж. Кальве, т. н. Квартет Кальве (Париж) 1930-е гг., с 1945 в новом составе). B. Шнейдерхан (Вена, 1938-51). Ш. Вег (Будапешт, с 1940). Р. Колиш, т. н. Pro Arte (Нью-Йорк, с 1942). Ж. Парренен, т. н. Квартет Парренена (Париж, с 1944). В. Татраи (Будапешт, с 1946). И. Травничек, т.н. К. им. Л. Яначека (Брно, с 1947; с 1972 рук. К. Крафка). И. Новак, К. им. Б. Сметаны (Прага, с 1947). Й. Влах (Прага, с 1950). Р. Барше (Штутгарт, с 1952, и др.). КВАРТЕТЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Н. Логинов (Петербург, кон. 18 в.). Ф. Тиц (Петербург, 1790-е гг.). Ф. Бём (Петербург, 1816-46). В. Н. Верстовский (Оренбург, 1820-30-е гг.). Л. Маурер (Петербург, 1820-40-е гг.). Ф. Давид (Дерпт, 1829-35). Ф. Ф. Вадковский (Чита, 1830-е гг.). А. Ф. Львов (Петербург, 1835-55). Н. Грасси (Москва, 1840-е гг.). А. Вьётан (Петербург, 1845-52). Э. Веллерс (Рига, с 1849). Квартет Петерб. отделения РМО (И. X. Пиккель, 1859-67, с перерывами; Г. Венявский, 1860-62; Л. С. Ауэр, 1868-1907). Г. Венявский (Петербург, 1862-68). Квартет Моск. отделения РМО (Ф. Лауб, 1866-75; И. В. Гржимали, 1876-1906; Г. Н. Дулов, 1906-09; Б. О. Сибор, 1909-1913). «Русский квартет» (Петербург, Д. А. Панов, 1871 - 75; Ф. Ф. Григорович, 1875-80; Н. В. Галкин, 1880-83). Е. К. Альбрехт (Петербург, 1872-87). Квартет Киевского отделения РМО (О. Шевчик, 1875-92. А. А. Колаковский, 1893-1906). Квартет Харьковского отделения РМО (К. К. Горский, 1880-егг.-1913). Квартет Петерб. камерного общества (В. Г. Вальтер, 1890-1917). Квартет Одесского отделения РМО (П. П. Пустарнаков, 1887; К. А. Гаврилов, 1892-94; Э. Млынарский, 1894-98; И. И. Карбулька, 1898-1901, в 1899-1901 одновременно с А. П. Фидельманом; А. П. Фидельман, 1902-07; Я. Коциан, 1907-10, 1914-15; В. В. Безекирский, 1910-13; Н. С. Блиндер, 1914-16, и др.). Мекленбургский квартет (Петербург, Б. С. Каменский, 1896-1908; Я. Коциан, 1908-10; К. К. Григорович, 1910-18). СОВЕТСКИЕ КВАРТЕТЫ К. им. В. И. Ленина (Москва, Л. М. Цейтлин, 1918-20). К. им. А. Страдивари (Москва, Д. С. Крейн, 1919 - 20; А. Я. Могилевский, 1921-22; Д. З. Карпиловский, 1922-24; А. Кнорре, 1924-26; Б. М. Симский, 1926-30). К. им. А. К. Глазунова (Петроград - Ленинград, И. А. Лукашевский, с 1919). Музо Наркомпроса (Москва, Л. М. Цейтлин, 1920-22). К. им. Ж. Б. Вильома (Киев, В. М. Гольдфельд, 1920-27; М. Г. Симкин, 1927-50). К. им. Л. Бетховена (Москва, Д. М. Цыганов, с 1923 - Квартет Моск. консерватории, с 1925 - К. им. Моск. консерватории, с 1931 - К. им. Л. Бетховена). К. им. Комитаса (Ереван - Москва, А. К. Габриэлян, с 1925; возник как квартет студентов Моск. консерватории, с 1926 - «Квартет выдвиженцев», с 1932 - К. им. Комитаса). Гос. квартет БССР (Минск, А. Бессмертный, 1924-37). К. им. Р. М. Глиэра (Москва, Я. Б. Таргонский, 1924-25; С. И. Калиновский, 1927-49). К. Муз. студии МХАТа (Москва, Д. З. Карпиловский, 1924-1925). К. им. Н. Д. Леонтовича (Харьков, С. К. Бружаницкий, 1925-1930; В. Л. Лазарев, 1930-35; А. А. Лещинский, 1952-69 - К. педагогов Ин-та иск-а). К. Всеукр. общества революц. музыкантов (Киев, М. А. Вольф-Израэль, 1926-32). Груз. квартет (Тбилиси, Л. Шиукашвили, 1928-44; с 1930 - Гос. квартет Грузии). К. им. Л. С. Ауэра (Ленинград, И. А. Лесман, 1929-34; М. Б. Рейсон, 1934; В. И. Шер, 1934-38). В. Р. Вильшау (Тбилиси, 1929-32), впоследствии - К. им. М. М. Ипполитова-Иванова. К. им. Большого театра СССР (Москва, И. А. Жук, 1931-68). К. им. А. А. Спендиарова (Ереван, Г. К. Богданян, 1932-55). К. им. Н. А. Римского-Корсакова (Архангельск, П. Алексеев, 1932-42, 1944-51; В. М. Пелло, с 1952; с этого года в ведении Ленингр. обл. филармонии). К. им. Калийного комбината в Соликамске (Э. Хазин, 1934-36). К. Союза советский композиторов (Москва, Я. Б. Таргонский, 1934-1939; Б. М. Симский, 1944-56; в новом составе). К. им. П. И. Чайковского (Киев, И. Либер, 1935; М. А. Гарлицкий, 1938-41). Гос. квартет Грузии (Тбилиси, Б. Чиаурели, 1941; с 1945 - Квартет Груз. филармонии, с 1946 - Гос. квартет Грузии). Квартет Узб. филармонии (Ташкент, H. E. Повер, с 1944 при Комитете радиоинформации, с 1953 при Узб. филармонии). Эст. квартет (Таллин, В. Алумяэ, 1944-59). К. Латв. радио (Рига, Т. Вейн, 1945-47; И. Долманис, с 1947). К. им. А. П. Бородина (Москва, Р. Д. Дубинский, с 1945). Гос. квартет Литов. ССР (Вильнюс, Я. Б. Таргонский, 1946-47; Э. Паулаускас, с 1947). К. им. С. И. Танеева (Ленинград, В. Ю. Овчарек, с 1946; с 1950 - Квартет Ленингр. филармонии, с 1963 - К. им. С. И. Танеева). К. им. Н. В. Лысенко (Киев, А. Н. Кравчук, с 1951). Азерб. гос. квартет (Баку, А. Алиев, с 1951). К. Харьковской консерватории (А.А.Лещинский, с 1952), ныне Ин-та искусств. К. им. С. С. Прокофьева (Москва, Э. Л. Браккер, с 1957, с 1958 - квартет аспиранток Моск. консерватории, с 1962 - К. им. С. С. Прокофьева, П. Н. Губерман, с 1966). К. Союза композиторов БССР (Минск, Ю. Гершович, с 1963). К. им. М. И. Глинки (Москва, А. Я. Аренков, с 1968; ранее - К. CК СССР). |