КВОДЛИБЕТ (от лат. quod libet, букв. - что угодно) - многоголосное муз. произведение шуточного характера, построенное на сочетании популярных мелодий и текстов или их отрывков. К. нередко импровизировались неск. певцами. Соединение разл. мелодий с их текстами встречалось с 13 в. в мотетах и рефренах песен труверов; к К. близки и некоторые франц. шансон, в которых применяются звукоподражательные тексты и рыночные выкрики (напр., К. комп. Жанекена). Различают полифонич. и односложный К. В полифония. К. контрапунктически сплетаются разнохарактерные мелодии и тексты, что создаёт юмористич. эффекты. В странах нем. языка в 15-16 вв. большое распространение получил подобного рода К., основанный на нар. мелодиях. Его наиболее ранний образец содержится в т. н. Глогауэрской песенной книге (ок. 1460). Известными мастерами вок. полифонич. К. являлись Л. Зенфль, И. Г. Шмельцер, М. Франк, произв. которых в этом жанре включают мелодии многих подлинных нем. нар. песен 16-17 вв. Произв. типа К. появляются в 16 в. во Франции (фрикассе), Испании (энсалада), Италии (мессанца). Образцы полифонич. инстр. К. создали И. Фирданк («Каприччо в духе кводлибета», 1641) и И. С. Бах (последняя - 30-я из «Гольдберговских вариаций», где контрапунктически соединены мелодии двух популярных немецких песен). Для односложного, или простого, К. типично не одновременное сочетание различных мелодий в голосах, а их последовательное проведение («нанизывание»), наподобие попурри. В К. 17 в. наблюдается отход от применения песенных и нар.-песенных мелодий; ведущее значение приобретает подбор весёлых, юмористич. текстов и их сочетаний. Модификацию композиционного приёма К. как произв., основанного на заимствованном из разл. источников материале, можно проследить в опере и оперетте, нек-рое применение он находит и в совр. музыке. См. Пастиччо, Мозаика, Коллаж. |