ЛЬВОВ - обл. центр УССР, один из старейших очагов муз. культуры на Украине. 670 тыс. жит. (1975). Осн. ок. 1256 галицко-волынским князем Даниилом Романовичем и назван по имени его сына Льва. Почти 600 лет Л. находился под владычеством феодальной Речи Посполитой, монархич. Австрии, буржуазной Польши (1919-39), что отразилось на всей истории Л., в т. ч. и на его муз. культуре. С нач. 15 в. при гор. муз. цехе существовала инстр. капелла, с 16 в. капеллы создавались при дворах некоторых магнатов, в монастырях. В 1580 были утверждены привилегии братства музыкантов, исполнявших церк. и бытовую музыку. В кон. 16 в. Л. стал одним из центров слав. книгопечатания: в 1574 И. Фёдоров издаёт здесь первые на Украине книги (в 1700 появился первый на Украине нотный сб. «Ирмолой»). В 1586 возникает Львовское братство, сыгравшее значит. роль в борьбе против экспансии католицизма и полонизации коренного укр. населения, за укрепление связей с Россией; хор певчих братства в 17 в. исполнял многоголосные литургии, концерты и др. соч. Вплоть до 18 в. проф. музыка звучала преим. в церквах и дворцах местной знати. Изредка устраивались концерты приезжих исполнителей, а также представления зингшпилей и опер силами любителей и гастролёров. С кон. 18 в. муз. жизнь Л. связана с деятельностью Императорско-королевского привилегированного театра, оркестр которого совм. с любителями участвовал в разл. концертах. В 1796 Ю. Эльснер организовал во Л. «Музыкальную академию», проводившую в течение года публичные концерты. С нач. 19 в. деятельное участие в муз. жизни Л. принимал пианист и комп. Я. Медерич-Галлюс. Под его руководством в 1803 состоялось исп. «Времён года» Гайдна. В 1811-13 в летние месяцы скрипач К. Липиньский устраивал публичные симф. концерты (силами театр. оркестра и музыкантов-любителей), в 1824 - абонементные концерты квартетной музыки. Значительный след в истории музыкальной культуры Л. оставила деятельность Ф. К. В. Моцарта (младший сын В. А. Моцарта, жил во Л. в 1808-1838); в 1826 он создал муз. Цецилианское общество, а также Ин-т пения, существовавшие до 1829. В 1838 во Л. было основано Галицийское муз. общество, которое с 1851 стало именоваться Об-вом для поощрения муз. искусства в Галиции, к 1860 приняло прежнее назв., а с 1919 стало называться Польским музыкальным обществом. На протяжении мн. десятилетий оно играло осн. роль в организации музыкальной жизни города (преимущественно среди польского населения). После буржуазно-демократич. Революции 1848 к муз. искусству приобщаются и средние слои населения, активизируется борьба укр. и польских деятелей культуры за сохранение самобытности нац. искусства, интенсивнее развивается укр. культура. Появляется плеяда укр. композиторов - M. M. Вербицкий, И. А. Лавровский, А. К. Вахнянин, В. Г. Матюк, Д. В. Сичинский и др., деятельность которых способствовала расцвету во Л. укр. хор. музыки. Укр. общественность основывает культ.-просветит. общества («Руська бесiда», 1861, и др., которые занимались также популяризацией музыки), муз.-хор. общества -»Торбан» (1870), Львовский «Бонн» (1890), «Бандурист» (1905) и др.; возникают любительские муз. общества - «Гармония» (1875), «Лютня» (1881), «Эхо» (1887) и др. В 1893 был создан Союз муз. и певч. обществ польских и русских (украинских). Нек-рые из них занимались изданием нот и музыкальным просвещением. С хором общества «Боян», а также в сольных концертах часто выступали известные укр. певцы: С. А. Крушельницкая, А. Ф. Мышуга, M. E. Менцинский и др. В 1902 была создана Львовская филармония с симф. оркестром (существовал 2 сезона), занимавшаяся впоследствии вместе с Концертным бюро М. Тюрка (антрепренёр) и Галицийским муз. обществом организацией конц. жизни. В 19 в. в городе гастролировали композиторы - Ф. Лист (1847), Г. Венявский (1857, 1877), А. Г. Рубинштейн (1879), И. Брамс (1880), В. Желеньский (1880, 1891), с нач. 20 в. - Г. Малер, Р. Штраус, Р. Леонкавалло, М. Карлович, Л. Ружицкий, Н. В. Лысенко, И. Падеревский, К. Шимановский, М. Равель, Б. Барток, а также симф. оркестры «Tonkünstler» (Вена), Варшавской филармонии, Пражской студенч. филармонии, разл. камерные ансамбли, мн. выдающиеся исполнители - певцы, инструменталисты, дирижёры. В 1903 укр. муз. деятели, объединив мн. общества, организовали «Союз спiвацьких i музичних товариств» (в 1907 переименован в «Музичне товариство iм. M. Лисенка»), сыгравший наряду с Львовским «Бояном» большую роль в распространении муз. культуры не только во Л., но и во всей Зап. Украине: здесь звучала музыка Н. В. Лысенко, Н. Д. Леонтовича, К. Г. Стеценко, Я. С. Степового, а также Ф. М. Колоссы, С. Ф. Людкевича, О. И. Нижанковского, А. К. Вахнянина, Д. В. Сичинского и др., чья деятельность была неразрывно связана с этими обществами. Среди прогрессивной части зап.-укр. общественности издавна наблюдалась большая тяга к сближению с Левобережной Украиной, к культуре и искусству рус. народа. Эти тенденции значительно усилились после Oкт. революции 1917. Муз. общество им. Н. Лысенко устраивало концерты из произв. укр. советский композиторов, его передовые деятели знакомили население Л. с достижениями сов. музыки. С нач. 20 в., особенно после 1-й мировой войны 1914-18, наблюдается нац. обособленность мн. муз. обществ. В 1919 возник Польский муз.-педагогич. союз, в 1920 - Евр. муз. общество (в 1927 переименовано в Евр. литературно-артистич. общество), в 1921 - симф. оркестр Польского союза музыкантов (осн. в 1920), в 1934 - Союз укр. проф. музыкантов. В период господства в Л. буржуазной Польши усиливается начавшаяся ещё во время австр. оккупации дискриминация укр. населения, его культуры и искусства. В то же время (в основном в последней четв. 19 в.) среди прогрессивных укр. и польских муз. деятелей постоянно наблюдались тенденции к развитию и укреплению взаимных дружеств. связей. В кон. 20-х и особенно в 30-е гг. 20 в. во Л. приходят в упадок мн. общества, муз. уч. заведения, оркестры. В этот период начинают свою творч. деятельность композиторы А. М. Солтыс, Н. Ф. Колесса, Н. О. Нижанковский, Ю. П. Коффлер и др. С 1776 во Л. начал работу Императорско-корол. привилегированный театр, имевший нем. проф. труппу; с 1780 здесь выступали также разл. приезжие польские труппы, а с 1809 - постоянная. Нем. труппа ставила преим. оперы, зингшпили, балеты, польская - трагедии, мелодрамы, водевили, реже оперы. В 1792-99 дирижёром театра был Ю. Эльснер, с 1809 концертмейстером, а в 1811-15 дирижёром - К. Липиньский. В разные годы работали дирижёры - С. Сервачинский, И. Эрнести, А. Браун, И. Гуневич, Г. Ярецкий, Л. Челянский, Ф. Спетрино, Г. Оценьский, Ф. Сломковский, С. Невядомский и др. С 1842 театр перешёл в специально построенное графом С. Скарбеком здание (ныне - Т-р им. М. Заньковецкой), а с 1900 - в т. н. гор. Большой театр. В 1872 нем. труппа прекратила существование, и спектакли шли только на польском яз. Были поставлены мн. оперы В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Дж. Россини, Ф. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, Дж. Верди, Р. Вагнера, Дж. Пуччини и др. зап.-европ. композиторов, а также оперы польских и русский композиторов (в т. ч. П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского). В этом театре начинали свою оперную деятельность певцы - С. А. Крушельницкая, Я. Королевич-Вайдова, Т. Аркльова, И. Богусс-Хеллерова, А. Ф. Мышуга, З. Моссочи, А. Дидур (выпускники Львовской консерватории), гастролировали мн. известные вокалисты. В 20-30-е гг. 20 в. театр переживает глубокий кризис, не имеет постоянного состава. Укр. население Л., находясь под двойным гнётом - австр. чиновников и польской буржуазии, развивало свою культуру и искусство в крайне трудных условиях. Укр. проф. муз.-драм. театр открылся во Л. только в 1864 спектаклем «Маруся» (по повести Г. Ф. Квитки-Основьяненко с музыкой В. Квятковского; в антрактах были исполнены две т. н. симфонии из нар. песен M. M. Вербицкого). Укр. труппа, до 1939 не имевшая своего постоянного помещения и не допускавшаяся на сцены городских театров, ставила муз. драмы, оперетты, изредка оперы. Музыку ко мн. спектаклям писали зап.-укр. композиторы. В 1586 при Львовском братстве была создана школа, где обучали музыке, в т. ч. пению. В 1838 Галицийское муз. общество основало муз. школу (с 1854 именовалась консерваторией, в 1880 это назв. было закреплено официально, с 1919 - консерватория Польского муз. общества). В этом уч. заведении учились мн. видные деятели польского и укр. муз. искусства. Со 2-й пол. 19 в. во Л. возникло множество небольших частных муз. школ. Наиболее известны: школы Л. Марека (осн. в 1870), К. Микули (1887), Львовский муз. институт А. Нементовской (1902, в 1931 переименован в Консерваторию им. К. Шимановского), школы С. Каспарек (1907), М. Рейсс (1911), им. И. Падеревского (1919). В 1903 основано первое укр. уч. заведение - Высший муз. институт (с 1912 - им. Н. В. Лысенко), который создал свои филиалы во мн. городах Зап. Украины. В 1912 А. Хыбиньский организовал во Львовском университете кафедру музыковедения, в 1914 ставшую Ин-том истории музыки (с 1920 - Ин-т музыковедения). В изданных этнографич. комиссией Науч. общества им. Т. Г. Шевченко (осн. в 1872) «Этнографических сборниках» (ок. 30) опубликованы ценные исследования по укр. нар. муз. творчеству, нотные сборники укр. нар. песен, соч. укр. композиторов и музыковедов, в т. ч. И. Я. Франко, Ф. М. Колессы, С. Ф. Людкевича, В. М. Гнатюка и др. Муз. культура Л. вступила в качественно новую фазу своего развития после воссоединения Зап. Украины с УССР (1939). Постановлением СНК УССР от 19 дек. 1939 во Л. впервые создана гос. филармония, в состав которой вошли - симф. оркестр (первоначально был при Радиокомитете; первые дирижёры И. И. Паин, H. P. Колесса), проф. хор. капелла «Трембита» (первые худ. рук. П. Г. Гончаров, А. А. Сорока; с 1951 - засл. хор. капелла УССР), солисты - певцы, инструменталисты, артисты эстрады. С 1959 при филармонии работает Прикарпатский ансамбль песни и танца (осн. в 1946, с 1969 - засл. коллектив УССР, первый худ. рук. Ю. А. Корчинский). Уже в 1939 были также созданы областной Дом нар. творчества с хоровой капеллой и оркестром нар. инструментов, муз. уч-ще, 3 муз. школы, филиал Ин-та фольклора АН УССР (под рук. Ф. М. Колессы) и др. С 1940 начинает работать первый на Зап. Украине проф. укр. театр оперы и балета (см. Львовский театр оперы и балета), с 1947 - Т-р муз. комедии (в 1954 переведён в Одессу). В 1940 создано Львовское отделение CК Украины (в 1975 - 19 членов). Мн. муз. коллективы города с успехом выступают во Л. и гастролируют в городах Сов. Союза; своей конц. деятельностью они в значит. мере способствуют развитию муз. культуры Украины, став постоянными пропагандистами творчества укр. композиторов. Активное участие в конц. жизни города принимают студенты и студенч. муз. коллективы Львовской консерватории, а также лучшие коллективы художеств. самодеятельности. Во Л. гастролировали видные сов. композиторы, в т. ч. М. А. Ашрафи, Р. М. Глиэр, К. Ф. Данькевич, Б. Н. Лятошинский, Г. И. Майборода, Л. Н. Ревуцкий, О. В. Тактакишвили, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Д. Д. Шостакович, А. Я. Штогаренко, Г. Г. Эрнесакс и др., выступали крупнейшие сов. музыканты, а также известные заруб. исполнители и муз. коллективы. Концерты проходят в зале филармонии, концертных залах консерватории (в 1968 открыт концертный зал органной музыки), во Дворце культуры им. Ю. А. Гагарина и др. На базе Высшего муз. института им. Н. В. Лысенко и консерваторий Польского муз. общества и им. К. Шимановско-го в 1939 создана первая в зап. областях Украины Гос. консерватория (с 1944 - им. Н. В. Лысенко). В консерватории имеется 6 ф-тов (композиторский, историко-теоретич., дирижерский, фп., вок., оркестровый), дневное, вечернее, заочное и подготовит. отделения. При консерватории работают: оперная студия, хор, оркестры (симф., камерный, нар. инструментов, укр. нар. инструментов), ансамбли (бандуристов, нар. инструментов и др.); эти коллективы принимают активное участие в муз. жизни города. Во Л. работают также: средняя спец. муз. школа-интернат им. С. А. Крушельницкой, музыкальное, культурно-просветит. и муз.-педагогич. (им P. M Колессы) уч-ща, 4 детские муз. школы и неск. их филиалов, вечерняя муз. школа общего муз. образования, 10-летняя муз. студия и вок. студия для взрослых при консерватории. Кафедра музыки существует также в Высшем военно-политич. уч-ще Сов. Армии и Военно-Морского Флота. Небывалого расцвета достигла художеств. самодеятельность. При мн. клубах, дворцах и домах культуры созданы симф. оркестры, камерные, духовые, оркестры нар. инструментов, хор. коллективы, разл. ансамбли, в числе которых: засл. коллективы УССР - ансамбль танца «Юность», вок.-хореографич. ансамбль «Галичина», хор. капелла Дома культуры работников связи, нар. симф. и духовой оркестры Политехнич. института, нар. эстр. оркестр «Медикус» Медицинского института и др. С 1965 ежегодно проводится фестиваль искусств «Львовская золотая осень». ЛЬВОВ Алексей Фёдорович [25 V (5 VI) 1798, Таллин - 16 (28) XII 1870, имение Романь, близ Каунаса] - рус. скрипач, композитор, дирижёр, муз. писатель и обществ. деятель. Сын Ф. П. Львова. Получил в семье хорошее муз. воспитание. В 7-летнем возрасте играл на скрипке в домашних концертах. Обучался у мн. педагогов, в т. ч. у Ф. Бёма; по композиции брал уроки у И. Г. Миллера. В 1818 окончил Ин-т путей сообщения, работал в аракчеевских военных поселениях инженером-путейцем, не оставляя занятий на скрипке. С 1826 флигель-адъютант. В 1833 получил известность как автор музыки нового рус. нац. гимна. Л. - крупнейший представитель рус. скрипич. искусства 1-й пол. 19 в. Не имея возможности (из-за своего служебного положения) выступать в публич. концертах, он, музицируя в кружках, салонах меценатов, на благотворит. вечерах, прославился как замечат. виртуоз. Лишь во время путешествий за границей выступал перед широкой аудиторией. Здесь у него завязались дружеские отношения с Ф. Мендельсоном, Дж. Мейербером, Г. Спонтини, Р. Шуманом, высоко ценившими исполнит. мастерство Л. - солиста и ансамблиста. Последователь классич. школы, Л. изложил осн. начала скрипич. игры в брошюре «Советы начинающему играть на скрипке», к которой приложил собств. «24 каприса», не утерявших художеств.-педагогич. значения. С 1835 в доме Л. проходили еженедельные квартетные собрания. Возглавляемый им струн. квартет (Л., В. Л. Маурер, Г. Вильде, Матв. Ю. Виельгорский) получил широкую известность. Славились и симф. концерты, устраивавшиеся Л., ставшие основой созданного им «Концертного общества» (1850). В 1837-61 Л. - директор Придв. певч. капеллы. В этот период повысился художеств. уровень исполнения хора капеллы (в 1837-39 её капельмейстером был М. И. Глинка), при ней были учреждены в 1839 инстр. классы, издан употреблявшийся православной церковью полный круг песнопений (знаменного распева) в 4-голосной гармонизации (выполнена впервые под рук. Л.; в связи с этой работой Л. был написан теоретич. трактат «О свободном или несимметричном ритме»). Композиторское творчество Л. эклектично. Традиции рус. муз. культуры сочетаются в нём с сильными итал. и в особенности нем. влияниями. Наиболее значительные произв.: концерт для скрипки с оркестром, увертюра к опере «Ундина» (была заново оркестрована М. А. Балакиревым). Л. принадлежит обработка оратории «Стабат Матер» Перголези для солистов, хора и оркестра (в оригинале написано без хора). Оперы Л. («Бьянка и Гвальтьеро», 1844, «Ундина», 1848, и др.) успеха не имели. Лит. соч.: Несколько слов о правилах, необходимых для сочинения гармонического пения, М., 1850; О церковных хорах, СПБ, 1853; О свободном или несимметричном ритме, СПБ, 1858; Советы начинающему играть на скрипке (с приложением 24 каприсов), СПБ, 1859; Записки, «Русский архив», 1884, кн. 2, No 4, с. 225-60, кн. 3, No 5, с. 65-114, и др. ЛЬВОВ Николай Александрович [4(15) III 1751, имение Никольское-Черенчицы, близ Торжка, ныне Калининской обл. - 21 или 22 XII 1803 (2 или 3 I 1804), Москва] - рус. деятель культуры, учёный (археолог и геолог), архитектор, художник-график, поэт, музыкант, собиратель нар. песен. Чл. Российской академии (1783), почётный чл. петерб. Академии художеств (1786). Вокруг Л. группировался лит. кружок (И. И. Хемницер, В. В. Капнист, Г. Р. Державин), кружок художников (Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. И. Иванов и др.), кружок музыкантов (И. Прач, Е. И. Фомин, Дж. Сарти и др.). Создавая стихи и поэмы в духе и складе рус. народной песенности, Л. стремился приблизить рус. поэзию к нар. творчеству, широко применял нар. лексику и тонич. размеры, неразрывно связанные с ритмикой нар. песен. Значит. место в его творчестве занимала работа над рус. нац. оперой. Написал тексты комич. опер «Сильф, или Мечта молодой женщины» (1778), «Милет и Милета» (1781), «Парисов суд» (1796). Наибольший интерес представляет либретто комической оперы «Ямщики на подставе, игрище невзначай» (1787) с музыкой Е. И. Фомина. Собирая, записывая и изучая русские песни, Л. совм. с И. Прачем составил нотный сборник песен - «Собрание русских народных песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач» (1790; нов. изд. 1955 - вступ. статья В. М. Беляева). В этом сборнике разнообразно представлены главнейшие жанры рус. нар. песенного творчества, а также широко бытовавшие в России украинские («малороссийские») песни. Впервые в истории рус. фольклористики им здесь применён принцип жанровой классификации песенного материала. В теоретич. предисловии к сборнику - «О русском народном пении» Л., оценив рус. песню как одну из богатейших художественно-выразит. форм нац. культуры, указал (первым в России) на неповторимое своеобразие рус. нар. хоровой полифонии (преим. в протяжных песнях). Собрание Львова - Прача имело большое значение для развития рус. мысли о нар. музыке, а также для творч. композиторской практики. ЛЬВОВ Фёдор Петрович [20 VI (1 VII) 1766 - 14(26) XII 1836, Петербург] - рус. муз. деятель. Отец А. Ф. Львова, племянник Н. А. Львова, Л. выступал как поэт и писатель под псевд. Схимник, был близок с Г. Р. Державиным, В. В. Капнистом. Как певец-любитель принимал участие в лит.-муз. кружке Н. А. Львова. В 1826, после смерти Д. С. Бортнянского, стал директором Придв. певч. капеллы (занимал эту должность до конца жизни). При Л. капелла получила право надзора за муз. грамотностью авторов церк. музыки. Л. был сторонником начавшегося в те годы движения за восстановление древнего (знаменного) церк. пения, выступал против итал. влияния в музыке православной церкви. По его предложению гармонизация песнопений древнего рус. обихода была поручена П. И. Турчанинову. Автор брошюры «О пении в России» (СПБ, 1834), содержащей разделы о церковном пении и о народных рус. песнях. |