ЛЮБИМОВ Алексей Борисович (р. 16 IX 1944, Москва) - сов. пианист. В 1968 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у Л. Н. Наумова (ранее занимался в классе Г. Г. Нейгауза). Лауреат междунар. конкурсов пианистов в Рио-де-Жанейро (1965, 1-я пр.) и в Монреале (1968, 4-я пр.), на которых был удостоен также спец. премий за лучшее исп. произв. совр. композиторов. Выступает с исполнением фп., клавесинной и органной музыки в сольных и симфонических концертах, организатор и участник камерных ансамблей; свои концерты часто сопровождает лекциями о разл. направлениях муз. искусства. Пропагандирует творчество советский композиторов. Разносторонний репертуар Л., состоящий преим. из совр. произв., включает также новейшую экспериментальную музыку. Гастролирует с 1967 за рубежом (Бельгия, Финляндия, ЧССР, Польша, Норвегия). В 1968-75 преподавал в Моск. консерватории (камерный ансамбль). С 1976 солист Моск. филармонии. ЛЮБИМОВ Григорий Павлович (наст. имя и фам. Модест Николаевич Караулов) [14 (26) I 1882 или 1881(?), Петербург - 17 VII 1934, Москва] - сов. муз. деятель, исполнитель на домре, дирижёр, этнограф, педагог. Засл. арт. Республики (1925). Сын народовольца Н. А. Караулова. В 1901-05 учился в муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. общества по классу контрабаса у С. А. Кусевицкого и теории музыки у Г. Э. Конюса. С 1904 сотрудничал в Моск. подпольной типографии РСДРП. Участник Революции 1905-07. Подвергался арестам, был сослан в Тобольск на 5 лет. Бежал из ссылки. Нелегально поселился в Москве, изменил имя, отчество и фамилию. Вёл также музыкально- просветительскую деятельность среди рабочих, организовал любительские ансамбли народных инструментов. Стремясь расширить художественно-выразительные возможности домры, стал исполнять пьесы скрипич. литературы, в 1908-09 сконструировал и совм. с С. Ф. Буровым изготовил 4-струнную домру в квинтовом строе. В 1915 создал квартет 4-струнных домр (в котором исполнял партию домры-примы), в 1916 - Ансамбль нар. песни (квартет домр с солистами-певцами О. В. Ковалёвой и А. Л. Доливо). В 1908-17 сконструировал и изготавливал орк. разновидности 4-струнных домр (пикколо, альт, тенор, бас, контрабас). Многогранная деятельность Л. особенно проявилась после Oкт. революции 1917. Л. организовал и возглавил первый проф. Гос. оркестр домр (по образцу струнного смычкового оркестра) (1919), Гос. показательную мастерскую нар. инструментов (1918), при клубе завода «Пролетарская кузница» создал первый рабочий самодеят. оркестр 4-струнных домр (1918). В 1918-22 рук. секцией нар. инструментов моск. Пролеткульта. Отчётный концерт оркестра домр и хора муз. студий Пролеткульта под упр. Л. 19 нояб. 1918 слушал В. И. Ленин («Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября», М., 1972, с. 105). В 1921 руководимый Л. Ансамбль нар. песни (квартет домр: С. Н. Тэш, С. Е. Таль, H. H. Кудрявцев и Л.; певцы Ковалёва и Доливо) гастролировал в Швеции, Норвегии, Финляндии - это были одни из первых гастролей деятелей сов. искусства за рубежом. В 1924 квартету присвоено звание академического. В составе сов. этнографич. концертной группы ансамбль выступал на Всемирных муз. выставках в Париже (1925) и Франкфурте-на-Майне (1927). В 1932 по инициативе Л. Ленингр. фабрика щипковых инструментов приступила к серийному производству 4-струнных домр. Кроме домры, Л. реконструировал свирель, дудук, зурну, гиджак, жалейку, шлемовидные гусли, кеманчу, укр. лиру, цимбалы, тюйдук. Деятельность Л. способствовала распространению ансамблевого и сольного исполнительства на 4-струнных домрах (гл. обр. на Украине). С 1926 по инициативе Л. в Моск. консерватории было введено изучение нар. инструментов. В 1926-32 Л. - доцент инструкторско-педагогич. ф-та Моск. консерватории. Составил сб. обр. для оркестра 4-струнных домр песен и романсов (3 сб., 1926-27). Лит. соч.: Из прошлого русской народной музыки, «Горн», 1918, кн. 1, с. 61-63; Народные оркестры и их значение в музыкальном просвещении масс, там же, 1919, кн. 2-3, с. 99-105; Письмо в редакцию, «Музыкальная новь», 1924, No 6-7, с. 43; Музыка в рабочем клубе, там же, 1924, No 6-7, с. 18; Музыкальная руда, «Музыка и Октябрь», 1926, No 4-5, с. 19-20; «Узкие места» на музыкальном фронте культурной революции, «Музыка и революция», 1929, No 2, с. 7-9; Спор о домре и балалайке, «За пролетарскую музыку», 1930, No 9, с. 9-12. |