ЛЮБЛЯНА (Ljubljana) - гл. город Словении (СФРЮ). 180 тыс. жит. (1972). Один из крупнейших культ. центров Югославии. Муз. жизнь Л. (осн. во 2-й пол. 6 в.) в средние века была связана с церковью св. Николая (кон. 14 в.), при которой существовала певч. школа. После превращения этой церкви в кафедральный собор (1461) при нём открылось неск. певч. школ, их влияние стало распространяться на всю Словению. Развивалась церк. вок. полифония. Во мн. церквах были созданы проф. хоры. Позднее, в эпоху Реформации (с сер. 16 в.), выдвигается т. н. сословная Латинская школа, где большое внимание уделялось музыке. Когда Л. стала центром Крайнской земли (16 в.), наряду с католич. и протестантскими певч. школами заметное значение в развитии светской музыки приобрели т. н. «городские трубачи» - проф. музыканты, появившиеся в Л. ок. 1537 и на протяжении 200 лет занимавшие важное место в муз. жизни. Развивалось искусство мейстерзингеров (об этом свидетельствуют документы кон. 16 в.). В связи с началом Контрреформации (кон. 16 в.) вновь возросло значение собора св. Николая как центра церк. музыки благодаря деятельности епископа Т. Хрена, который организовал спец. муз. школу и улучшил состав хора и инстр. группы. На рубеже 16-17 вв. оживление в муз. жизнь Л. вносят иезуиты. Иезуитская гимназия стала своеобразной муз. школой. В соборе св. Николая исполнялись крупные произв. духовной музыки, религ. драмы с муз. номерами, ставились т. н. «школьные драмы» с музыкой местных авторов, а также разл. мистерии; были популярны церк. процессии с участием многочисл. музыкантов. Среди первых проф. музыкантов Л. - учителя пения, канторы, органисты, композиторы, в т.ч. Г. Плавец (Плауц), Я. К. Долар (преподавал музыку в иезуитской гимназии), И. Пош (Похиус) и др. авторы хор. и инстр. музыки. С сер. 17 в. в Л. выступали итал. оперные труппы (первые представления - по инициативе графа В. Э. Ауэрсперга, не позднее 1660). В нач. 18 в. итал. оперные спектакли шли регулярно. В 1740-69 в Л. гастролировали труппы А. и П. Минготти, Д. Бастелли и др. В их исп. оперы Й. А. Хассе, Б. Галуппи, Н. Пиччинни и др. композиторов 18 в. ставились во дворце или саду Ауэрсперга, реже - в гор. ратуше; иезуитские школьные драмы - в гимназии и в летнем театре «Под Турном» (близ Л.). В 1765 открылся «Становский театр» на 800 мест (здесь шли муз. и драм. спектакли). Важный вклад в развитие муз. жизни 1-й пол. 18 в. внесла основанная в 1701 Я. Б. фон Хёффером Филармонич. академия (Academia Philharmonicorum) - одна из старейших муз. академий в Европе и первая на терр. Югославии. При ней были организованы оркестр и хор из числа лучших музыкантов Л., здесь устраивались концерты, способствовавшие развитию муз. творчества и привлечению в Л. крупных музыкантов из др. городов. Среди ведущих композиторов - Я. Б. Хёффер, Я. Г. Гошель и В. А. Зиберау, а также М. Омерза, Я. Я. Лабассар, Я. Б. Полец, позднее скрипач, певец и педагог Ф. Поллини. С кон. 18 в. итал. влияние в муз. жизни Л. сменяется австрийским (Л. перешла к австрийским Габсбургам ещё в 1335). После 1780 здесь выступали мн. нем. и австр. оперные труппы, ставившие оперы и зингшпили Й. Гайдна, В. А. Моцарта («Похищение из сераля», 1787), К. Диттерсдорфа. Филармонич. академия к сер. 18 в. постепенно прекратила деятельность. В 1794 осн. Филармоническое общество, которое способствовало расцвету конц. жизни в первые десятилетия 19 в. Однако гл. внимание это общество уделяло нем. и австр. музыке. В противоположность Филармонич. обществу «Становский театр» продолжал популяризировать преим. франц. и итал. репертуар (комич. оперы), ставились также первые сценич. произв. местных композиторов - Я. К. Новака, Я. Зупана, чеха Ф. Б. Дусика и др. Среди видных муз. деятелей 1-й пол. 19 в. - чех Й. Бенеш, руководивший в 1822-29 оркестром Филармонич. общества, дирижёр, композитор и педагог Г. Машек, дирижёры хора кафедрального собора А. Хёллер и Г. Рихар. В 1815 созданы муз. классы при педагогич. уч-ще, в 1816 - при Филармонич. обществе (инструменталистов и певцов), которые были постепенно преобразованы в постоянную муз. школу, функционировавшую до 1875. В сер. 19 в. Л. стала центром нац.-освободит. движения словенцев, связанного с общим подъёмом революц. движения в стране (1848). Усилились демократич. тенденции в словенской культуре, возникла сеть просветит. организаций, любительских обществ - т. н. читален, при которых были основаны хоры (при читальне Л. - в 1852) и муз. школы. Мн. музыканты и любители принимали участие в деятельности читален, члены которых часто выступали в политич. манифестациях (особенно активизировались после 1860). Среди композиторов, связанных с читальнями (писали для них гл. обр. массовые патриотич. песни), - Ю. Флейшман, М. Вилхар, Г. и К. Машеки, Л. Долинар, Б. Поточник. Позднее возникли проф. муз. общества - Драм. общество (1867) и объединившее всех словенских музыкантов муз. общество «Глазбена матица» (1872), Деятельность Драм. общества была связана с постановкой нац. сценич. произв., в т. ч. опер и оперетт. Важным событием стало открытие в 1892 Словенского театра, в котором регулярно ставились оперы силами местных артистов под руководством композитора и дирижёра Ф. Гербича. «Глазбена матица» в 1882 организовала муз. школу, положившую начало воспитанию проф. кадров инструменталистов и певцов; при обществе открылось спец. конц. бюро, ведавшее гастролями заруб. исполнителей; в 1891 создан большой постоянный хор, в 1908-13 работал симф. оркестр Словенской филармонии под рук. чеш. дирижёра В. Талиха, «Глазбеной матицей» издавались соч. словенских авторов (общество оказывало определяющее влияние на муз. жизнь Л. до 1918, частично - до 1941). С 1877 работало муз.-религ. «Цецилианское общество»; оно создало органную школу (1878-1945), выпускало журн. «Cerkveni glasbenik» (1878-1945) и пропагандировало духовную музыку. В 1884 осн. хор. общество «Славец», объединявшее рабочих и сыгравшее важную роль в распространении и демократизации муз. культуры. В 1901-14 издавался журн. «Novi akordi» (гл. ред. - комп. Г. Крек), послуживший идейной основой для формирования первого поколения совр. словенских композиторов. После образования в 1918 Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия) в Л. были осн. новые муз. учреждения, активизировалась деятельность старых. В 1919 муз. школа преобразована в консерваторию с 3 отделениями - начальным, средним и высшим (с 1924 - Гос. консерватория, с 1939 - Академия музыки). Научно-исследоват. работа с 1934 ведётся в Муз. институте. Высокого проф. уровня достигла оперная труппа нац. Словенского театра под рук. композитора и дирижёра М. Полича. Отсутствие материальных средств и поддержки гос-ва препятствовало созданию проф. оркестра; симф. концерты давались силами оперного оркестра и оркестра любителей при Люблинской филармонии (1936-41). В годы 2-й мировой войны 1939-45 муз. жизнь в Л. почти прекратилась. После освобождения Л. стала наряду с Белградом и Загребом центром муз. культуры Югославии. С 1947 работают Словенская филармония (при ней оркестр и хор), симф. оркестр, хор и оркестр лёгкой музыки при Радио и телевидении Л. Оперный театр значительно расширил репертуар, укрепил труппу и с успехом гастролировал в городах Югославии и мн. стран Европы (в т. ч. в СССР). В Л. продолжают работать Академия музыки, а также средняя и ряд начальных муз. школ. При Люблянском университете создан Ин-т музыкознания. Выходит ежемесячный журн. «Slovenska glasbena revija». |