«ЛА СКАЛА» (La Scala, полн. назв. - Teatro alla Scala) - оперный театр в Милане, один из крупнейших центров мировой оперной культуры. Открыт 3 авг. 1778 специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери «Признанная Европа». Здание построено в 1776-78 на месте церкви «Санта-Мария делла Скала» откуда театр получил своё пазв. Строгое, в неоклассическом стиле театр, здание с безукоризненной акустикой (арх. Дж. Пьермарини) было одним из красивейших в мире. Неоднократно реставрировалось Во время 2-й мировой войны 1939-45 было разрушено-восстановлено в первоначальном виде инж. Л. Секки и вновь открыто в 1946. До кон. 18 в. на сцене «Ла С.» ставились также драм. спектакли, выступали популярные в то время труппы Т-ра марионеток и др., но оперные сезоны («карнавальные», «осенние», «весенние», «летние») сразу же стали регулярными; в период «карнавального» сезона ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время гл. обр. - оперы-буффа. В кон. 18 - нач. 19 вв. в репертуаре «Ла С.» - произв. итальянский композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керубини, Дж. Паизиелло, Н. А. Цингарелли, С. Майра. В 1812 на сцене театра прошла премьера оперы Дж. Россини «Пробный камень», положившая начало т.н. россиниевскому периоду: «Ла С.» первым пост. его оперы «Аурельяно в Пальмире» (1813), «Турок в Италии» (1814), «Сорока-воровка» (1817), «Бьянка и Фальеро» (1819); одноврем. театр ставил и др. уже широко известные произв. Россини. Также впервые были пост. оперы Дж. Мейербера «Маргарита Анжуйская» (1820) и «Изгнанник из Гренады» (1822) и наиболее значит. произв. С. Меркаданте - «Элиза и Клаудио» (1821) и «Клятва» (1837). Начиная с 30-х гг. 19 в. история «Ла С.» связана с творчеством крупнейших композиторов Италии - Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, мн. произв. которых были пост. здесь впервые, в т.ч. «Пират» (1827) и «Норма» (1831) Беллини, «Лукреция Борджа» (1833); «Оберто» (1839), «Навуходоносор» (1842), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Верди, «Мадам Баттерфляй» (1904) и «Турандот» (1926) Пуччини. Во 2-й пол. 19 в. и в 20 в. основу репертуара по-прежнему составляют произв. итал. композиторов, в т.ч. впервые исполнены «Мефистофель» Бойто (1868) «Джоконда» (1876), «Марион Делорм» (1885) Понкьелли, «Валли» Каталани (1892), «Андре Шенье» Джордано (1896), а также мн. оперы Ф. Чилеа, Ф. Альфано, И. Пиццетти, О. Респиги, А. Казеллы, Дж. Ф. Малипьеро и др. Всё чаще на сцене «Ла С.» осуществляются пост. произв. мировой классики и совр. композиторов. Впервые в Италии театр ставит оперы «Фауст» (1862), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1889), «Зигфрид» (1899), «Парсифаль» и «Золото Рейна» (1903), «Евгений Онегин» (1900), «Пиковая дама» (1906); «Саломея» (1906), «Электра» (1909) и «Кавалер роз» (1911) Р. Штрауса, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (1908), «Борис Годунов» (1909) и «Хованщина» (1926); «Короткая жизнь» де Фалья (1934), «Питер Граймс» Бриттена (1947), «Лисичка-плутовка» Яначека (1958), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1947), «Катерина Измайлова» (1964) и др. Здесь прошли первые пост. опер «Триумф Афродиты» Орфа (1953), «Давид» Мийо (1955), «Диалоги кармелиток» (1957) и «Человеческий голос» (1959) Пуленка, «Атлантида» де Фалья (1962). В «Ла С.» выступали выдающиеся итал. и иностр. певцы: в кон. 18 - нач. 19 вв. - К. Габриелли, А. Каталани, Ф. М. Феста, И. Кольбран, Дж. Б. Рубини, Л. Лаблаш, А. Тамбурини; с 30-х гг. 19 в. - Джудитта Гризи, Дж. Паста, Джулия Гризи, М. Малибран, Дж. Стреппони, А. Котоньи; в 70-90-е гг. 19 в. - Т. Штольц, И. Кампанини, С. X. Гайярре, А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттистини, Э. Кальве, X. Даркле, Н. Мелба, Р. Сторкьо, А. Бончи, Э. Джиральдони, Э. Карелли; с нач. 20 в. - Э. Карузо, Титта Руффо, Де Лука, Р. Страччари, Н. Де Анджелис, М. Баррьентос; в 10-20-е гг. 20 в. - Л. Бори, К. Галеффи, К. Муцио, Т. Скипа, Б. Джильи, Г. Безанцони, Т. Даль Монте, А. Пертиле; с 40-х гг. 20 в. - М. Канилья, Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, Дж. Симионато, Ф. Барбьери, Дж. Гуэльфи, Б. Христов, Г. Шутти, Г. Туччи, Ф. Корелли и мн. др.; здесь пели рус. артисты - Ф. Литвин, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, укр. певица С. А. Крушельницкая. В 19 в. в театре работали крупнейшие дирижёры - Ф. Фаччо, Л. Муньоне, Э. Маскерони, Р. Феррари. В 1898-1903 и 1921-29 гл. дирижёром «Ла С.» был А. Тосканини, с деятельностью которого связан наивысший расцвет театра. Преемниками Тосканини стали А. Гуарньери и В. Де Сабата. В 40-60-е гг. 20 в. здесь регулярно выступали дирижёры В. Гуи, А. Вотто, Г. Сантини, К. М. Джулини, Дж. Гаваццени, Н. Сандзоньо, Ф. Молинари-Праделли и др. С 1968 гл. дирижёр театра - К. Аббадо. Театр. сезон в «Ла С.» продолжается с декабря по июнь. Осенью в театре проводятся симф. концерты. Наиболее значит. постановки 60-70-х гг. - «Богема» (1963), «Кольцо нибелунга» (1963); «Макбет» Верди (1964), «Хованщина» (1967 и 1971), «Борис Годунов» (1967); «Дочь полка» Доницетти (1968), «Осада Коринфа» (1969; впервые в 20 в.) и «Севильский цирюльник» (1969) Россини, «Норма» (1972). В труппе театра (1975): певицы - Ф. Барбьери, Ф. Коссотто, И. Лигабуэ, Л. Маральяно, Р. Орланди-Маласпина, М. Ринальди, А. М. Рота, М. Сигеле, Р. Скотто, М. Френи; певцы - К. Бергонци, И. Винко, В. Ганцаролли, Дж. Гуэльфи, Н. Гяуров, К. Кава, Р. Капекки, П. Каппуччилли, Л. Паваротти, Б. Преведи, Дж. Раймонди, М. Серени, Д. Чеккеле и др. В театре также выступают известные заруб. певцы - Т. Берганса, П. Глоссоп, Р. Креспен, П. Лоренгар, М. Кабалье, Б. Силе, П. Доминго, Р. Массар, Б. Нильсон, Л. Прайс, Дж. Сатерленд, М. Тальвела, С. Юринац и др.; дирижёры - Г. Караян, А. Клюитенс, В. Заваллиш, Ж. Претр и др. Первой сов. певицей, выступившей в «Ла С.», была Т. А. Милашкина («Битва при Леньяно» Верди, 1961). В спектаклях «Ла С.» участвовали также В.-К. Л. Норейка («Мадам Баттерфляй», 1966), И. К. Архипова («Хованщина», 1967, 1971; «Борис Годунов», 1967, 1973), М. С. Решетин («Хованщина», 1967), Л. А. Никитина («Борис Годунов», 1967), В. А. Атлантов («Тоска», 1975), E. В. Образцова («Вертер», 1976). С 60-х гг. в «Ла С.» стажируются молодые сов. певцы. Т-р периодически выезжает на гастроли (Австрия, Германия, Великобритания, Зап. Берлин, ФРГ, Бельгия, Канада). Осенью 1964 состоялись обменные гастроли - «Ла С.» в Москве и Большого театра в Милане, послужившие началу творч. сотрудничества двух коллективов; в 1974 «Ла С.» вновь гастролировал в Москве. 26 дек. 1955 спектаклем «Тайный брак» Чимарозы был открыт филиал «Ла С.» - «Пиккола Скала». Здесь, на малой сцене (зал на 500 мест), ставятся произв. композиторов 17-18 и нач. 19 вв., оперы, предназначенные для небольших ансамблей (камерного оркестра, хора и солистов), а также соч. молодых авторов. Среди опер, поставленных в 60 - нач. 70-х гг. на сцене «Пиккола Скала»: «Язык цветов» Росселини (премьера, 1963), «Несчастный Орфей» Мийо, «Груди Терезии» Пуленка, «Дидона и Эней» Пёрселла, «Возвращение Улисса» Монтеверди, «На дне» Тести (по М. Горькому; премьера, 1966), «Герои Бонавентуры» Малипьеро (премьера, 1969), «Поворот винта» Бриттена. |