ЛАТЫШСКАЯ МУЗЫКА. Древнейшие данные о латыш. нар. музыке относятся к 11-12 вв. (археологич. раскопки). В 1632 впервые была опубликована латыш. нар. мелодия с текстом (в кн. Frid. Menii, Syntagma de origine livonorum, Dorpati). Однако систематич. собирание и изучение латыш. нар. музыки началось лишь с 70-х гг. 19 в. и особенно в 20 в. латыш. нар. песенные жанры включают в себя широкий круг трудовых песен (пастушеские, пахарей, сенокосные, жатвенные, при работах над льном, толочные, молотильные, помольные, рыбацкие, посиделочные и др.), календарные обрядовые (зимние колядки, кекатас, будели, весенние роташанас с припевом «рота!», популярнейшие купальские лиго или «песни Яниса» с припевом «лиго!»), семейные обрядовые (крестинные, свадебные, похоронные), лирические и шуточные бытовые (детские, молодёжные, сиротские, солдатские и др.), хороводные, танцевальные. Латышская пастушеская песня. Купальская песня (лиго-песня). Старинная латыш. нар. песня коротка, её текст обычно представляет собой четырёхстишие. Метрич. структура текстов (дайн) - хорей и дактиль (в силу особенностей латыш. яз., где ударение на первом слоге). Мелодика нар. песен имеет в основном два стиля: речитативный в древнейших обрядовых и др. и «распевный» в лирических. Древние песни отличаются узким мелодич. диапазоном и бурдонным многоголосием. Встречается (особенно в вост. районах Латвии) двух- и трёхголосие. Для латыш. нар. песни типичны 2-, 3-, 4-, 5-, 7-дольная метрика, многообразные регулярные или свободные смешанные размеры. Мелодика песен построена на эолийском, миксолидийском, фригийском, дорийском, мажорном, переменных ладах. Среди нар. муз. инструментов: кокле (струнный щипковый); скрипка, дига (смычковые); духовые - пастушеская стабуле (свирель), пастушеские трубы из берестовой или ольховой коры, ажурагс (козлиный рог), дудас или сому дудас (волынка), тридекснис (бренчащий ударный) и др. Популярны нар. танцы: яндалс, судмалиняс, руцавиетис, дижданцис, ачкупс, мугурданцис, круста данцис и др. Начиная с 13 в., после вторжения нем. крестоносцев, в Латвии развивается католическая, а с периода Реформации (16 в.) - протестантская церк. музыка, не оказавшие, однако, большого влияния на дальнейшее развитие латыш. муз. культуры. С 14 в. в Риге существовал цех городских музыкантов, куда допускались лишь нем. музыканты. В 1587 вышло первое печатное издание нот с текстами на латыш. яз. - «Ненемецкие псалмы и духовные песнопения» («Undeudsche Psalmen und geistliche Lieder oder Gesaenge»). В период феодализма проф. музыка сосредоточивалась гл. обр. в среде нем. знати и бюргерства в городах и дворянских поместьях. В 17 - нач. 18 вв. в столице Курляндского герцогства Елгаве существовал придв. оркестр, эпизодически устраивались оперные и балетные спектакли, популярность получила военная и церк. музыка. Здесь служили капельмейстерами придв. капеллы нем. скрипач и комп. И. Фишер (1690-96), скрипач и комп. Ф. А. Фейхтнер (1766-90), один из основоположников нем. зингшпиля комп. И. А. Хиллер (1782-85). В 18 в. развивается муз. жизнь в Риге, особенно органное искусство, выдающимся представителем которого был И. Мютель, ученик И. С. Баха, органист церкви Петера в Риге (1767-88). В церквах Латвии на протяжении 17-19 вв. было построено много органов. С кон. 17 в. в Риге существовало любительское общество Collegium musicum, с 1760 - Рижское муз. общество, устраивавшее абонементные симф. концерты. В 1782 был открыт постоянный нем. театр, дававший оперные и драм. спектакли. В этом театре работали в качестве дирижёров Р. Вагнер (1837-39), Г. Дорн (1832-34, 1839-43), Б. Вальтер (1898-1900), Ф. Буш (1909-11) и др. С кон. 18 в. в Риге постоянно происходили гастроли выдающихся исполнителей. Рост латыш. проф. музыки начался с сер. 19 в. Установились тесные связи с рус. муз. культурой, под влиянием младолатышского движения стали организовываться латыш. певческие общества, закладывались основы широкого развития хоровой культуры. С 1873 регулярно проводятся общелатышские певч. праздники (1-5-й; 1873, 1880, 1888, 1895, 1910). В связи с этим одним из ведущих жанров латыш. проф. музыки стала хор. песня, особенно получившая развитие во 2-й пол. 19 в. (Я. Цимзе, К. Бауманис, Э. Вигнер и др.). Большую роль в развитии проф. латыш. музыки сыграли консерватории Петербурга и Москвы, где обучались многие латыш. композиторы и исполнители. А. Юрьян явился основоположником латыш. кантаты и симф. музыки, а также латыш. муз. фольклористики. Значит. вклад во все области латыш. музыки (хоровая и сольная песня, кантата, симф., камерно-инстр. музыка, обработки нар. песен и др.) внёс Я. Витол. Мн. композиторы были его учениками в Петербурге и Риге. На рубеже 19-20 вв. была создана школа органистов-исполнителей, виднейшие представители которой - О. Шепскис, А. Оре, Л. Бетинь, А. Юрьян, Я. Сермукслис, П. Иозуус, Алфред Калнинь и др. Новые веяния внесло в латыш. музыку рсволюц. движение 1905-07. Наряду с песнями междунар. пролетариата распространение получили также латыш. революц. песни. К первым годам 20 в. относится начало деятельности композиторов Э. Дарзиня, Э. Мелнгайлиса, Алфреда Калниня, Я. Залитиса, А. Абеле, Язепа и Яниса Мединей и др. создателей хоровой и сольной песни (в частности, насл. Я. Райниса), симф. и камерно-инстр. произв., нац. оперы. К этому же времени относится зарождение проф. латыш. муз. критики в публицистич. выступлениях А. Юрьяна, Я. Витола, Э. Дарзиня, Э. Мелнгайлиса, Н. Алунана, Я. Залитиса и др. Начиная с 80-х гг. 19 в. на сценах латыш. драм. театров в Риге появились зингшпили, оперетты и оперы на латыш. яз. В драм. театрах сформировалась и первая плеяда латыш. оперных артистов, среди которых Р. Берзинь, А. Кактинь, М. Брехмане-Штенгеле и др. С 80-х гг. в Риге проводились постоянные длительные гастроли рус. оперных трупп. В 1913 была основана Латышская опера (в 1915, в условиях войны, временно не работавшая). После Окт. революции 1917 и установления Сов. власти в Латвии (1917-19) формируются симф. оркестры латыш. стрелковых частей, дававшие концерты в Риге, Петрограде, Москве и др. городах (дирижёры Т. Рейтер, Я. Рейнхолд); начала работать на новых основах Латышская опера, преобразованная в гос. театр «Опера Советской Латвии» (1919). Оркестр театра в течение 1919 постоянно выступал с симф. концертами. Создаются первые латыш. классич. оперы - дилогия «Огонь и ночь» Яниса Мединя (по драме Я. Райниса, 1913-19), «Банюта» Алфреда Калниня (1918-19). В 1917 появляется кантата «Судный день» Алфреда Калниня, навеянная революц. событиями. В 20-30-х гг. в бурж. Латвии развитие латыш. муз. культуры проходило в условиях острой классовой борьбы. Вместе с тем в творчестве крупных латыш. композиторов Я. Витола, Э. Мелнгайлиса, Алфреда Калниня, А. Абеле, Я. Залитиса, Яниса и Язепа Мединей продолжали развиваться реалистич. и демократич. традиции латыш. музыки. В 1923 было создано Объединение латышских композиторов (Latvijas skanrazu кора). Большое значение в развитии муз. профессионализма имела Латв. консерватория (осн. 1919), к-рую возглавил Я. Витол. В 20-30-е гг. начинается творч. деятельность Б. Граубиня, П. Лиците, Л. Гаруты, Я. Калниня, В. Дарзиня, Я. Кепитиса, А. Жилинского, П. Барисона, М. Зариня, Я. Иванова, А. Скулте и др. композиторов школы Я. Витола. Продолжается традиция певч. праздников (6-9-й; 1926, 1931, 1933, 1938), стимулировавшая дальнейшее развитие хор. песни. В жанре хор. обработок латыш. нар. песен сформировался самобытный стиль Э. Мелнгайлиса, продолжателями которого стали Б. Граубинь, Алфред Калнинь и др. Интенсивно развивалась сольная песня в творчестве Алфреда Калниня, Яниса Мединя и др. На оперное творчество Яниса Мединя («Боги и люди», 1922; «Спридитис», 1927), Язепа Мединя («Вайделоте», 1927), Я. Калниня («Чудесная птица Лолиты», 1934; «Гамлет», 1936; «В огне», 1937) оказала сильное влияние передовая латыш. и мировая драматургия. В 30-е гг. был создан нац. балет. Среди первых произв. этого жанра - «Победа любви» Яниса Мединя (1935), одноактные «Соловей и роза» и «Осень» Я. Калниня (1938) и др. Жанры симф. музыки получили развитие в творчестве Я. Витола, Яниса Мединя, Язепа Мединя (2-я симфония, 1937), А. Абеле, Я. Калниня, В. Дарзиня, П. Барисона, Я. Иванова, А. Скулте и др. Центр. место в муз. жизни Риги занял театр Латвийская национальная опера, в котором работали крупнейшие исполнители страны и иностр. артисты. В 1926 был основан симф. оркестр Рижского радио. Качественно новый этап развития латыш. муз. культуры начался в 1940, с восстановлением Сов. власти в Латвии. На новых началах была организована муз. жизнь, в 1941 сформирована Латв. филармония. Устанавливаются муз. связи с другими сов. республиками. Значительнейшими произв. латыш. сов. музыки явились балет «Стабурадзе» Алфреда Калниня (пост. 1943) и 4-я симфония - «Атлантида» Иванова (1941). Проведена подготовка к Декаде латыш. литературы и искусства в Москве. Годы нем.-фашистского вторжения и оккупации нанесли тяжкий урон муз. жизни Латвии. Были разрушены конц. залы, некоторые латыш. музыканты были угнаны оккупантами в Германию или погибли. В Иванове был создан Гос. художеств. ансамбль Латв.ССР (1942), в котором объединились выдающиеся латыш. певцы - Р. Берзинь, Э. Пакуль, В. Крампе, А. Дашков, пианист Г. Браун и др. Хор ансамбля, руководимый комп. Я. Озолинем, в дальнейшем был реорганизован в Гос. хор Латв. ССР (с 1956 - академический). В 1943 на смотре латыш., сов. музыки в Москве была поставлена одноактная латыш. опера на сов. тематику «Рута» Грюнфельда. Создаются массовые песни (Я. Озолинь, А. Лепин и др.). После окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 подлинно общенародными становятся певч. праздники (1948, 1950, 1955, 1960, 1965, 1970, 1973; с 1960 - Праздники песни и танца). С 1960 проводятся также Праздники песни и танца школьной молодёжи. Нар. хор. культура достигает высокого уровня. В 1960 установлено почётное звание «народный» для лучших хоров художеств. самодеятельности. Это звание получили женский хор «Дзинтарс», мужские хоры - «Дзиедонис», «Тевземе», смешанные хоры - Хор дома культуры профсоюзов в Риге, студенч. хор «Juventus», «Дайле», «Ave sol» и др., самодеят. танц. коллективы и духовые оркестры. Создаются новые проф. муз. организации и коллективы, в Риге и в др. центрах открываются новые конц. залы (среди них - Домский в Риге, летний конц. зал в Дзинтари). Многообразно развивается композиторское творчество. Алфред Калнинь пишет сюиту «10 латышских народных песен», 1950; увертюру, 1949, и др. симф. произв.; хоры на тексты сов. поэтов, обработки нар. мелодий Руцавы, Вариации для органа на тему Я. Витала, 1949, и др.; Язеп Мединь - хоры и сольные песни, оперу «Земдеги» (закончена М. Заринем, 1960) и др. Э. Мелнгайлис выпускает «Материалы латыш. муз. фольклора» (т. 1-3, 1951-53). Создаются мн. произв. Екаба Мединя (инстр. концерты, хоры, камерные произв.), П. Лиците, Е. Граубиня. Ведущим жанром в 50-60-е гг. становится симф. музыка. Её крупнейший представитель - Я. Иванов. В своих симфониях (5-15-я, в т.ч. программные - 6-я «Латгальская», 1949; 13-я Symphonia Humana, 1969, посв. В. И. Ленину), симф. поэмах и концертах композитор обращается к большим темам современности. В творчестве др. крупнейшего латыш. симфониста - А. Скулте (5 симфоний-1954, 1959, 1963, 1965,1975; «Хореографическая поэма», 1957; 2 сюиты-1947 и 1949) характерно тяготение к красочной орк. звукописи. Его монументальная 2-я симфония с хором «Ave sol!» (1959) - одно из значит. претворений образов поэзии Я. Райниса в латыш. музыке. В симф. жанрах работают также Я. Кепитис (латыш. нар. танцы, концерт для виолончели с оркестром), Екаб Мединь (инстр. концерты с оркестром, в т.ч. концерт для органа, 1954), Л. Гарута (концерт для фп. с оркестром, 1951). Традиции симфонизма Я. Иванова и А. Скулте получили продолжение в творчестве В. Каминского («Рассказ о нашем современнике», 1960), А. Гринупа (8 симфоний), Г. Рамана (4 симфонии, симф. поэма «Памятник», 1959), P. Ope, Алдониса Калниня, Р. Калсона (3 симфонии, симф. поэма «Перед уходом», 1968), Р. Ермака и др. 50-60-е гг. в латыш. симфонизме отмечены активными творч. поисками новых образов и средств выражения (симфонии Я. Иванова, Р. Гринблата, Р. Калсона, А. Гринупа, позже - Иманта Калниня и др.). Восстановление органа Домского конц. зала в кон. 60-х гг. породило большой интерес к этому инструменту. Произв. для органа с камерным оркестром и разл. инструментами создали М. Заринь, Р. Ермак и др. Многообразно развивается камерная инстр. музыка. Струнные квартеты написали Я. Иванов, Э. Мелнгайлис, Екаб Мединь, Я. Лицитис, П. Дамбис, О. Барсков, Алдонис Калнинь и др.; фп. квинтеты - Е. Граубинь, П. Лиците, Р. Гринблат; фп. трио - Я. Кепитис, Л. Гарута; ансамбли для разл. инструментов - Р. Калсон, О. Гравитис, Р. Ермак, Я. Кепитис, Я. Липшан и др., в т.ч. для духовых инструментов - Э. Голдштейн, О. Барсков, Г. Раман и др. Создано много произв. для фп. (Я. Иванов, В. Уткин, А. Жилинский, П. Дамбис, А. Скулте, Л. Гарута, Р. Ермак и др.). Традиции хор. культуры определили плодотворное развитие различных вок., в т.ч. вок.-инстр. жанров. К хор. музыке обращались почти все композиторы старшего поколения - Э. Мелнгайлис, Алфред Калнинь, Язеп Мединь, Екаб Мединь, Я. Озолинь, Е. Граубинь, П. Лиците, П. Барисон и др. Она обогатилась новыми достижениями в творчестве М. Зариня. Крупными мастерами хор. песни стали Алдонис Калнинь, В. Каминский, П. Дамбис. Ряд хор. песен создали Я. Иванов, А. Скулте, Л. Гарута, А. Жилинский, Э. Голдштейн и др. Значит. развитие в 50- 60-х гг. получила оратория, отражающая актуальные темы современности. Выдающийся вклад в этот жанр внёс М. Заринь («Валмиерские герои», 1950; «Борьба с Чёртовым болотом», 1951; «Махагони», 1964). Оратории создали В. Каминский («О тех, кто на пути», 1962), Л. Гарута («Живое пламя», 1966), Имант Калнинь («Октябрьская оратория», 1967), Я. Лицитис («Вы возвращаетесь», 1967), П. Дамбис («Голубая планета», 1967; Концерт-реквием, 1967), Алдонис Калнинь («Песни воинов», 1974). Многие композиторы работают в жанре кантаты (А. Скулте, Н. Грюнфельд, Л. Гарута, Екаб Мединь, О. Гравитис, А. Жилинский, Я. Лицитис и др.), создают разл. вок.-симф. произв. (цикл «Незнайка в Солнечном городе» Зариня; «Герои живут» Каминского, 1964; «Земля героев» Алдониса Калниня, 1961; «Два обелиска» Иманта Калниня и др.). Написано много сольных песенных циклов («Серебристый свет», «Партита в стиле барокко», «Carmina antica» Зариня; «Военная кружка» Лиците, «Золотой обруч», «Ветер поёт в ивах озера» Жилинского, «Лунная девушка» Гравитиса, «Солнцеворот сердца» Алдониса Калниня, «Женские песни» Дамбиса и др.). В области лирич. сольной песни вклад внесли А. Жилинский, Я. Кепитис, Я. Озолинь. Р. Калсон (на тексты заруб. поэтов и др.), П. Плакидис. Значит. произв. появляются в оперном жанре. Многие из них были написаны на совр. бытовые либо историч. сюжеты. Ряд из них воплотил образы латыш. сов. и классич. литературы. Оперы создали М. Заринь («К новому берегу», пост. 1955; комич. опера «Зелёная мельница», пост. 1958; «Beggar's story», пост. 1965; «Чудо святого Мавриция», 1964, пост. 1974), Ф. Томсоне («Вей, ветерок», пост. 1960), А. Жилинский («Золотой конь», пост. 1965), О. Гравитис («Аудрини», пост. 1965; «Сквозь метели», пост. 1967), А. Скулте («Принцесса Гундега», пост. 1971) и др. Интенсивно развивается балет, становятся более разнообразными сюжеты: легендарно-исторические («Лайма» Лепина, пост. 1947; «Сакта свободы» Скулте, пост. 1950, 2-я ред. пост. 1955), романтические («Роза Турайды» Кепитиса, пост. 1966), сказочные («Спридитис» Жилинского, пост. 1968), антиколониальной борьбы («Ригонда» Гринблата, пост. 1959; «Золото инков» Барскова, пост. 1969), дружбы латыш. и кубин. народов («Гроза весной» Скулте, пост. 1967). Ряд одноактных балетов создали P. Ope, О. Барсков и др. В 1945 в Риге был открыт театр оперетты, на сцене которого ставятся произв. А. Жилинского («В краю голубых озёр», 1954; «Парни с янтарного берега», 1964, и др.), H. Золотоноса («Когда Адам в отпуске», 1958), Э. Игенберги («Аннеле», 1963), Г. Орделовского (мюзикл «Купальщица Сюзанна», 1968), Г. Рамана («Хлеб-соль на Картофельной улице», 1969) и др. В 60-х гг. большую популярность получила латыш. эстр. музыка Р. Паула, P. Ope, Г. Рамана, Иманта Калниня и др. Среди представителей латыш. муз.-исполнит. культуры: дирижёры - нар. арт. Латв. ССР Л. Вигнер, Э. Тонс, нар. арт. РСФСР А. Янсонс, засл. деят. искусств Латв. ССР Р. Глазуп, Я. Линдберг, Я. Хунхен; Л. Рейтер, Ц. Крикис, Т. Лифшиц; хор. дирижёры - нар. арт. Латв. ССР Р. Ванаг, Т. Калнинь, Екаб Мединь, Я. Озолинь, Д. Гайлис, И. Кокар, засл. деят. искусств Латв. ССР В. Викманис, Я. Думинь, П. Квелде, Г. Кокар, X. Меднис, Э. Рачевский, И. Цепитис; певицы - нар. арт. СССР Ж. Гейне-Вагнер, нар. арт. Латв. ССР Э. Пакуль, Л. Андерсоне-Силаре, В. Крампе, А. Лудинь, Р. Фринберг, засл. арт. Латв. ССР Л. Дайне, В. Давидоне, Р. Зелмане, И. Тикнусе; Э. Звиргздинь, A. Пиле; певцы - нар. арт. СССР А. Фринберг, нар. арт. Латв. ССР А. Вилюманис, П. Гравелис, А. Дашков. К. Заринь, М. Фишер, засл. арт. Латв. ССР Г. Антипов, А. Васильев, Я. Забер; пианисты - засл. арт. Латв. ССР Г. Браун, В. Зост, И. Граубинь, В. Цируле; К. Блументаль, В. Янцис, Н. Федоровский; скрипачи - В. Заринь, Г. Кремер, Я. Шволковский; виолончелисты - нар. арт. Латв. ССР Э. Берзинский, Э. Бертовский, засл. арт. Латв. ССР М. Виллеруш; Е. Тестелец; валторнист засл. арт. Латв. ССР А. Клишан; органисты - нар. арт. Латв. ССР Н. Ванадзинь, засл. арт. Латв. ССР П. Сиполниек; Е. Синицина, О. Цинтынь, В. Висмане и др. Среди музыковедов - засл. деят. культуры Латв. ССР Я. Витолинь, засл. деят. искусств Латв.ССР О. Гравитис, Л. Красинская, Н. Грюнфельд; М. Гольдин, В. Берзинь, В. Бриеде-Булавинова, А. Вернер, Л. Карклинь, А. Клотинь, B. Крастинь, Т. Курышева, В. Мушке, С. Стумбре и др. В Латв. ССР работают: 2 муз. театра - Т-р оперы и балета Латв. ССР (1919), Рижский театр оперетты (с латыш. и рус. труппами, 1945), филармония (1941), Академич. хор филармонии (1942, с 1965 засл. коллектив Латв. ССР), Хор радио и телевидения им. Т. Калниня (1940), Симф. оркестр радио и телевидения (с 1965 засл. коллектив Латв. ССР), Камерный оркестр филармонии (1967), Рижский эстр. оркестр (1957), ансамбль танца «Дайле» (1968), струн. квартет филармонии, фп. трио Латв. консерватории, вок.-эстр. ансамбль «Рига», эстр. ансамбль Радио (1966) и др.; Латв. консерватория им. Я. Витола, 8 муз. уч-щ (в Риге - 2, Елгаве, Лиепае, Вентспилсе, Даугавпилсе, Цесисе, Резекне), 42 детские муз. школы. Музыковедч. работа ведётся на кафедрах музыковедения Латв. консерватории, в Секторе теории и истории искусства (с 1968) и Секторе фольклора Ин-та языка и литературы им. Андрея Упита АН Латв. ССР (осн. в 1945). Здесь сконцентрированы все архивные фонды латыш. фольклора (сектор является преемником Хранилища латыш. фольклора, осн. в 1924). Секцией муз. критики CК Латв. ССР издаются сб. статей «Латышская музыка» (1-й-1958, 11-й-1974). |