ЛАУДА (итал. lauda или laude, от лат. laus - хвала, прославление) - итал. духовная песнь гимнич. склада. Пользовалась особым распространением в 13-16 вв. Бытовала в народе. Исполнялась на улицах, площадях, в домашнем быту, а также на собраниях особых «братств лаудистов». Такие «братства» существовали в большинстве крупных городов Италии - во Флоренции (не менее 9), в Риме, Венеции, Болонье, Перудже, Пезаро, Бергамо, Урбино и др. Тексты Л. - на итал. яз., в т.ч. на местных его диалектах, и лишь изредка - на лат. языке. Их создавали представители раз л. профессий; несмотря на общую религ. направленность, по содержанию они тесно связаны с обыденной жизнью, порой включают элементы «мирских», «светских» песен. Музыку Л. отличает ясная строфичность. Мн. Л. исполнялись на мелодии светских нар. песен - весёлых любовных, уличных и др. Сохранилось довольно много рукописных и печатных сборников Л. Они дают ясное представление об этом жанре и его развитии. Ранние Л. 13 в, (напр., в рукописи из Нортоны) одноголосни и по форме близки к балладе. Они начинались с исполнявшейся хором (в унисон) «рипрезы», к-рая повторялась после каждой из сольных строф. В сер. 15 в. появились двухголосные Л. (напр., в рукописи Марчана из Венеции); в них заметны элементы фобурдонного склада, гетерофонии; ритмика в записях не обозначена, но склад «нота против ноты» ясно выступает. В 1485 вышел в свет первый печатный сб. Л. В 16 в. создавались 4-голосные Л. (напр., в изданиях Петруччи 1507 и 1508 гг.). Ведущая мелодия обычно проходит в верхнем голосе, реже в теноре и др. голосах; склад остаётся в основном гомофонно-гармоническим, хотя в ряде образцов при сохранении ясности гармонич. вертикали муз. ткань более полифонизирована. В целом развитые многогол. Л. сближаются с фроттолой. В 16 в. Л. создавались и композиторами. Так, Дж. Анимучча написал «Laudi spirituali» для устраивавшихся рим. священником Ф. Нери религ. собраний. Эти Л. были опубл. в 1565; в 1570 последовало 2-е собрание Л., созданных Анимучча; в 1588, через 17 лет после его смерти, Ф. Сото опубл. 3-е собрание Л., включавшее сочинения крупнейших композиторов того времени; в 1591 появился 4-й сб. Л., связанный с религ. собраниями Ф. Нери. Большой сб. Л. был издан в 1563 С. Рацци. В числе виднейших авторов многогол. Л.- Б. Тромбочино и М. Кара. Нек-рые виды Л., исполнявшиеся в религ. собраниях Нери, включая диалогич. Л., сыграли видную роль в формировании жанра оратории. Л. способствовала подготовке нового стиля гомофонии (нач. 17 в.). Издания: Jeppesen К п., Brondal V., Die mehrstimmige italienische Laude um 1500, Lpz.-Кph., 1935; Liuzzi F., La lauda e 1 primordi della melodia italiana, v. 1-2, Roma, 1935.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
https://wharfedalevardus.ru отзывы покупателеи о сабвуфер wharfedale.

(с) Музыкальная энциклопедия