ЛЕБЕДЕВ Василий Петрович [1867, Саратовская губ. - 8 (21) II 1907, Петербург] - рус. гитарист и педагог. Первоначальное муз. образование получил в муз. классах Саратовского отделения РМО, позднее (с 1886) обучался игре на гитаре у И. Ф. Деккер-Шенка в Петербурге. Выступал с сольными концертами в Петербурге (первый - в 1897) и др. городах (в 1900 на Всемирной выставке в Париже), с Великорусским оркестром В. В. Андреева. Виртуоз на 6-струнной гитаре, Л. считался одним из лучших рус. гитаристов кон. 19 - нач. 20 вв. Его игра отличалась силой и красотой звучания (играл также на 7-струнной гитаре). В репертуар входили произв. Деккер-Шенка, К. Клинглера, собств. переложения пьес Ф. Шуберта, Ф. Шопена, фантазии на популярные рус. песни. Особым успехом в исполнении Л. пользовались «Вальс» Дюрана и «Элегия» Массне. Был первым исполнителем в России «Квартета для гитары, скрипки, альта и виолончели» Н. Паганини. С 1898 преподавал игру на нар. инструментах в гвардейских полках, с 1899 - игру на гитаре в общедоступных классах Пед. музея в Петербурге. Опубликовал в 1904 «Школу для 7-струнной гитары русского и испанского строя» (в последней части с добавлением басовой струны с и к обычному строю 6-струнной гитары). Изданы его сборники обр. цыганских и рус. романсов для гитары, обр. рус. песен («Родные напевы» для 6-струнной гитары). ЛЕБЕДЕВ Герасим Степанович [1749-15 (27) VII 1817, Петербург] - рус. виолончелист, композитор, фольклорист, театр. деятель, индолог. Род., по одним сведениям, в Ярославле, по другим - на Украине (что более вероятно), в семье крепостного крестьянина графа А. К. Разумовского (впоследствии отец Л. - певчий Придв. капеллы, принявший затем духовный сан). Систематич. образования не получил. В 1777 сопровождал Разумовского, назначенного в Неаполь посланником. Оставшись в Вене, предпринял самостоят. конц. поездки по зап.-европ. странам (как виолончелист); был первым рус. инструменталистом, гастролировавшим за рубежом. В 1785 при содействии цесаревича Павла и рус. посла в Лондоне графа С. Р. Воронцова уехал в Индию, где жил вначале в Мадрасе, а с 1787 в Калькутте, выступал как музыкант, преподавал, собирал нар. мелодии, изучал быт и нравы, политич. и экономич. состояние страны. В 1795 осн. в Калькутте первый в Индии общедоступный театр европ. типа на бенгальском яз., для которого переводил англ. пьесы, приспосабливая их к местным нравам. Был в театре режиссёром, композитором, дирижёром, музыкантом, художником-декоратором, педагогом (подготовил актёров из бенгальцев - мужчин и женщин). Написал для первого представления вок. и инстр. музыку под назв. «Индийская серенада», в которой к «инструментам, почитаемым бенгальцами», добавил европейские. Л. стремился также ввести в инд. яз. европ. муз. терминологию. Просветит. деятельность рус. музыканта встревожила англ. колониальную администрацию. В результате интриг и тяжб Л. был разорён и вынужден покинуть Индию. На обратном пути в Европу он дал концерты в Кейптауне и на острове Св. Елены. В 1799 в Лондоне Л. намеревался издать сб. записанных им «индостанских и бенгальских арий». В 1801 издал в Лондоне грамматику калькуттской формы разговорного хинди («Grammar of the pure and mixed East Indian dialects…»). Возвратившись в 1801 на родину, Л. оставил занятия музыкой и посвятил себя ознакомлению рус. общества с инд. культурой. В 1805 издал кн. «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев…» - первый науч. труд на рус. яз., освещающий разл. стороны жизни и культуры инд. народа, в котором дал критич. оценку господству англичан в стране. Эта работа, положившая начало рус. индологии, тогда же была переведена на нем. и франц. языки. Жизни и деятельности Л. посв. историч. роман сов. писательницы В. А. Смирновой-Ракитиной («Г. С. Лебедев», 1959). |