ЛЕМАН (Lehmann) Лилли (24 XI 1848, Вюрцбург - 17 V 1929, Берлин) - нем. певица (колоратурное, позднее драм. сопрано). Училась у своей матери, оперной певицы Марии Терезы Лёв (Loew). Друг Р. Вагнера. Дебютировала в 1865 во Временном театре (Прага). В 1870 вступила в труппу берлинского придв. оперного театра; была ведущей исполнительницей партий колоратурного сопрано. В 1886-90 гастролировала в США, где начала выступать в драм. партиях: Кармен, Норма, Аида; Брунгильда («Валькирия», «Зигфрид»). В 1890 вернулась в Германию, первоначально как гастролёр, с 1892 вновь пела в берлинском театре. Выделялось её исполнение партий в операх Р. Вагнера - Воглинда («Золото Рейна»), Ортруда («Лоэнгрин»), Изольда («Тристан и Изольда»). Участвовала в премьере (в Лондоне) оперы «Кольцо нибелунга». Была известным педагогом, среди её учеников - Дж. Фаррар, О. Фремстад и др. Муж Л. - певец Пауль Калиш; сестра - Мария Л. (15 V 1851-9 XII 1931) - известная певица, с 1881 выступала на сцене Венской придв. оперы. Соч.: Meine Gesangskunst, В., 1902, 1922; Studie zu «Fidelio», Lpz., 1904; Mein Weg, Lpz., 1913, 1920. ЛЕМАН (Lehmann) Лотте (р. 27 II 1888, Перлеберг, близ г. Шверин) - нем. певица (лирико-драматическое сопрано). Занималась в Берлинской высшей школе музыки. Пению училась у М. Маллингер. Дебютировала в Гамбургской опере - партия Фрики («Золото Рейна», 1910). Затем пела Микаэлу; Анну («Виндзорские проказницы» Николаи), Фрейю («Золото Рейна»), Софи («Кавалер роз»). С 1914 - в Венском оперном театре. Приобрела большую известность как одна из крупнейших исполнительниц партий в операх Р. Вагнера: Зиглинда («Кольцо нибелунга»), Эльза («Лоэнгрин»), Елизавета («Тангейзер»); пела также Агату, Леонору («Фиделио»). Была первой исполнительницей главных партий в венских премьерах произв. Р. Штрауса - «Ариадна на Наксосе» (1916), «Женщина без тени» (1919), «Интермеццо» (1924). Штраус посв. Л. оперу «Арабелла» (1933). В 1933 переехала в США, неск. сезонов пела в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), затем выступала как камерная певица. По приглашению А. Тосканини солировала в его первом радиоконцерте (1934). Гастролировала в городах Европы, Австралии, Новой Зеландии, Юж. и Сев. Америки. Соч.: Anfang und Aufstieg, W. - Lpz. - Z., 1937; More than Singing, N. Y., 1945; My many lives, N. Y.,, 1948; Five Operas and Richard Strauss, N. Y., 1964. ЛЕМАН Альберт Семёнович [р. 24 VI (7 VII) 1915, г. Вольск Саратовской губ., ныне Вольского р-на] - советский композитор, педагог. Нар. арт. РСФСР (1968). Засл. деят. искусств РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1964. Окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у М. Ф. Гнесина (1940) и по классу фп. у В. В. Нильсена (1941). В 1941-42 (в осаждённом Ленинграде) зав. муз. отделом Управления по делам искусств Ленгорисполкома. С 1942 - в Казани, в 1945-70 преподавал в Казанской консерватории (с 1961 профессор). С 1971 преподаёт в Моск. консерватории. Одним из первых разрабатывал сложные формы симф. музыки на основе тат. национального мелоса. Среди учеников - Ф. Ахметов, Э. Бакиров, Р. Билялов, А. и X. Валиуллины, Р. Еникеев, А. Луппов, М. Яруллин, М. Алексеев, Ф. Васильев, Т. Фандеев, Л. Исмагилова, С. Шагиахметова, Э. Сапаев, А. Чыргал-оол. Соч.: оратории - Ленин (сл. В. Маяковского, Р. Кутуя и др. сов. поэтов, 1962), Атланты (1966); Кантата о Ленине (1951); для орк. - Татарская рапсодия (1955), сюита Татарские напевы (1948), Балетная сюита (1951), Праздничная увертюра (1951), маленькая симфония для деревянных дух. инструментов (1970); концертино для унисона скрипок; концерты с орк. - для фп. (1939, 1943, 1953), для скр. (1951, Гос. пр. СССР, 1952; 1957); квартет (1942); для фп. - 24 прелюдии (1942), 24 прелюдии (2-й цикл, 1955), 4 пьесы (1955), Пионерское лето (1950), Татарстан; для скр. и фп. - сонаты (1937) (1963); для влч. и фп. - пьесы (1955); для флейты с фп. - цикл пьес (1952), сюита (1971); романсы - циклы на сл. А. Глобы (1937), М. Ю. Лермонтова (1938), Г. Гейне (1939), А. С. Пушкина (1949), музыка к спектаклям драм. театра и др. ЛЕМАН Анатолий Иванович [1(13) VI 1859, Москва - 11(24) IX 1913, Петербург] - рус. скрипичный мастер, муз. писатель и беллетрист. Скр. мастерству обучался в Москве у известного мастера Э. Сальзара. В 1885 переехал в Петербург, где сблизился с лит. и артистич. кругами и начал деятельность беллетриста (роман «Дворянская повесть» и др.). Одноврем. работал над науч. обоснованием искусства построения скрипок. Разносторонне одарённый, обладавший острым аналитич. умом, Л. интересовался широким кругом проблем в самых разнообразных областях знаний. Заложил основы совр. искусства построения смычковых инструментов в России. Его борьба с косностью музыкантов-профессионалов и любителей музыки, относившихся резко отрицательно к новым инструментам, многочисл. книги и брошюры, написанные им о скрипке (хотя и полные полемич. задора, а подчас и саморекламы), сыграли большую роль в привлечении внимания муз. общественности к новым смычковым инструментам. Самостоятельно изготовлять скрипки Л. начал с 1903, после опубликования им кн. «Акустика скрипки». Эта и последующие работы Л. явились первыми в России серьёзными науч. трудами в этой области. Расцвет деятельности Л. относится к 1908-13, когда им был сделан ряд выдающихся по качеству конц. инструментов. Скрипки Л. этого периода отличаются изяществом формы, скульптурной чёткостью контурных линий, красотой лака. Характерные качества лучших скрипок Л. - ясность, сила и напряжённость звучания. Всего изготовил ок. 200 инструментов (скрипок, альтов, виолончелей). Скрипки Л. встречаются чрезвычайно редко и высоко ценятся. Соч.: Книга о скрипке, М., 1893, М. - Лейпциг, 1903; Письма о скрипке и виолончели. Заметки о музыкально-инструментальном искусстве и моих опытах, СПБ, 1900; Акустика скрипки, М., 1903; Мои скрипки [б. м.], 1905; О скрипке, No 2. [1889-1906], СПБ, 1906; О скрипке (виолончели), No 3, СПБ, 1908; Книга о скрипке, No 4, СПБ - М., [1908]; Книга о скрипке, No 5, СПБ - M., [1910]; Русская скрипка, СПБ, [1909]; Скрипачи и скрипки (виолончелисты и виолончели), СПБ, 1910; «Goldene Tafel», St. Petersbourg, 1910; Новое о скрипке, СПБ, 1911; Думы о скрипке. Седьмой сборник писем и отзывов, СПБ, 1912; Книга о скрипке, No 7 («Седьмая симфония»), [СПБ, 1912]; Книга о скрипке, No 8, СПБ, 1914. |