ЛЕНЦ Василий (Вильгельм) Фёдорович [1(13) VI 1808, Рига - 19(31) I 1883, Петербург] - рус. муз. писатель и пианист. Учился в Дерптском и Петерб. университетах, занимался в Германии у И. Мошелеса и Ф. Листа (фп.). Общался с А. Н. Серовым, А. Л. Гензельтом, бр. Виельгорскими, в 40-х гг. во время заграничных поездок - с Дж. Россини, Ф. Мендельсоном, Г. Берлиозом, Листом и др. Осн. значение в его муз. исследоват. деятельности имели 2 работы о Л. Бетховене, которые наряду с работами А. Шиндлера и А. Б. Маркса положили начало совр. бетховениане. В кн. «Бетховен и его три стиля» (1852, на франц. яз.) Л. попытался обобщить идейно-эстетич. направление творчества Бетховена, выдвинув в собств. оригинальной интерпретации положение о трёх стилях. Л. дал разбор его фп. творчества (затронув также симф. и камерно-инстр. музыку), хотя и отнёсся критически к произв. последнего периода. Эта книга вызвала полемику в России и за рубежом. О ней упоминает Берлиоз во 2-м эпилоге своих «Оркестровых вечеров» («Les soirees de l'orchestre», 1853). В кн. Л. «Бетховен. Художественный этюд» (1855, на нем. яз.) значит. ценность представляет приложенный 3-томный «Критический каталог» произв. Бетховена. Соч.: Aus dem Tagesbuche eines Livländers, W., 1850; Beethoven et ses trois styles. Analyses des sonates de piano suivies de l'essai d'un catalogue critique, chronologique et anecdotique de l'oeuvre de Beethoven, v. 1-2, St.-Petersbourg, 1852, P., 1855; Beethoven: Eine Кunst-Studie, [Bd 1-6], Hamb., 1855-60 (Bd 4-6 изд. под назв. Кritischer Кatalog der sämmtlicher Werke nebst Analysen derselben, Hamb., 1860, Bd 1 - под назв. Beethoven. Eine Biographie, 1872, переизд. с прим. А. Калишера, В., 1908); Die grossen Pianofortevirtuosen unserer Zeit…, В., 1872. |