ЛЕСЮЭР, Лесюёр (Lesueur, Le Sueur) Жан Франсуа (15 II 1760, Дрюка-Плесьель, близ г. Абвиль - 6 X 1837, Париж) - французский композитор, хор. дирижёр и муз. писатель. Чл. Ин-та Франции (1813). Муз. образование получил в церк. певч. школах Абвиля и Амьена, а также под рук. аббата Роз в Париже. Работал как хор. дирижёр в соборах Дижона, Ле-Мана, Тура, с 1786 возглавлял капеллу собора Нотр-Дам в Париже. В канун Великой франц. революции высказывал в печати и осуществлял смелые идеи реформы церк. музыки, стремясь к её драматизации, к картинной изобразительности. Л. устраивал грандиозные концерты из своих произв. в соборе, чем вызвал нарекания церк. властей, и был вынужден уйти из капеллы. Начал писать для муз. театра, примкнув к передовым музыкантам революц. Парижа. В 1793 с успехом была поставлена его опера «Пещера», за которой последовал ряд др. оперных произв. Тогда же началась деятельность Л. в Нац. муз. институте (с 1795 - консерватория) в качестве профессора, затем инспектора. Вместе с Э. Мегюлем, Ф. Госсеком, Ш. Кателем он составлял уч. пособия по муз.-теоретич. дисциплинам. В годы революции Л. создал ряд хор. песен и гимнов для массовых празднеств: «Песнь триумфов Французской республики», «Гимн 9 термидора», «Песнь 1 вендемьера IX года» (для 4 хоров) и др. Одарённый, горячо увлекающийся композитор-новатор, Л. был, однако, мятущимся и непоследовательным в своих поступках. В период консульства Наполеона он отошёл от консерватории и её передовых представителей, нападал на них в печати, стал придв. капельмейстером, отстаивал реставрацию старых церк.-певч. школ, а произв., созданные им для революц. празднеств, переделывал для церкви или использовал в прославление императора. В 1818-25 снова работал в консерватории. Среди учеников - Г. Берлиоз, Ш. Гуно, А. Тома. Свой интерес к муз. театру, монументальным хор. жанрам, программной музыке Л. в известной мере внушил ученикам. Из соч. Л. сильнейшее впечатление на современников произвела опера «Пещера» (по одному из эпизодов романа «Жиль Блаз» А. Р. Лесажа) - образец жанровой разновидности «оперы спасения». Эта опера проникнута предромантич. сгущением драматизма, чувствами опасности и тревоги, связанными с таинств. приключениями героев. Выразит. взволнованность вок. партий соединяется с колоритностью оркестра, передающего атмосферу действия. Соч.: оперы (9), в т. ч. Пещера, или Раскаяние (La caverne, 1793, театр «Фейдо», Париж), Поль и Виргиния (1794, там же), Телемах на острове Калипсо (Telemaque dans l'оle de Calypso, 1796, там же), Оссиан, или Барды (1804, «Имп. академия музыки», Париж); муз. представления, в т. ч. Триумф Траяна (Le Triomphe de Trajan, 1807); 7 хор. гимнов и песен для революц. празднеств; 33 мессы; оратории; мотеты и др. духовные произв. Лит. соч.: Exposй d'une musique, une imitative et particuliere а chaque solennitй, P., 1787; Notice sur la melopee, la rhytmopee et les grands caracteres de la musique ancienne, P., 1793, Project d'un plan general de l'Instruction musicale en France, P., 1800-01; Lettre en reponse а Guillard sur l'opera de La Mort d'Adam, P., 1801. |