ЛЕВИК Борис Вениаминович [р. 24 X (5 XI) 1898, Киев] - советский музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения (1941). Учился в Киевской консерватории (1913-22) по классам фп. у К. Н. Михайлова, композиции у Р. М. Глиэра и Б. Н. Лятошинского; в 1922-1924 - в Моск. консерватории по классу композиции у Р. М. Глиэра. В 1928 окончил историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории у М. В. Иванова-Борецкого. В 1930-49 преподаватель (с 1935 доцент) кафедры истории музыки этой консерватории, в 1936-41 - Заочного муз.-пед. института, в 1943-46 - Высшего уч-ща военных дирижёров и с 1946 - Муз.-пед. института им. Гне-синых (в 1946-48 и в 1953-56 зав. кафедрой). Автор учебных пособий, брошюр, статей, гл. обр. о заруб. музыке (в т.ч. разделов в «Истории европейского искусствознания», М., 1965), а также редактор и автор предисловий к книгам; клавирам, партитурам: Краузе Э., Рихард Штраус, пер. с нем. (М., 1961), Гейрингер К., Иоганнес Брамс, пер. с нем. (М., 1965), вступит. статьи к клавирам опер Р. Вагнера, партитурам симфоний Л. Бетховена и Г. Малера. Участник коллективных работ: «Советская музыкальная литература» (вып. 1, М., 1963), «Музыкальная литература зарубежных стран» (вып. 5, М., 1965), «История зарубежной музыки» (вып. 2, М., 1967, 81974). Соч.: Александр Гедике, М., 1947; История зарубежной музыки, вып. 2 - Вторая половина XVIII века, М., 1961, 1974; Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 2, М., 1963, 1971, вып. 4, М., 1964, 1976; Рихард Вагнер. Человек и художник (в печати) и др. ЛЕВИК Сергей Юрьевич [16(28) XI 1883, Белая Церковь, ныне Киевской обл. - 5 IX 1967, Ленинград] - советский певец (баритон), переводчик и муз. писатель. Пению обучался в Киеве на Высших оперных и драм. курсах М. E. Медведева. В 1909-12 пел в опере петерб. Народного дома, в 1912-16 солист Т-ра муз. драмы. В его репертуаре выделялись характерно-драм. партии: Бекмессер («Нюрнбергские мейстерзингеры»), Клингзор («Парсифаль»), Амонасро («Аида»), Тонио, Эскамильо, Кочубей и др. В 1923 оставил сцену. В 1938-39 преподавал сценич. искусство в Ленингр. консерватории. Лит. деятельность начал в 1901. Осуществил переводы и переработки либр. опер (в т.ч. «Саломея», «Отелло», «Трубадур»; «Турандот» Пуччини), «Сказки Гофмана» Оффенбаха, ораторий («Времена года» Гайдна, «Самсон» и «Иуда Маккавей» Генделя), романсов и др., а также собств. оперных либр., комедий и др. С 1913 выступал как рецензент (в периодич. печати). В 1929-39 корреспондент парижского журн. «Le Menestrel». Ему принадлежит ряд статей и исследований, в т.ч. «Вокальное искусство во Франции» (сер. «Жизнь искусства», 1923, No 5, 8); «Оперный перевод. Его практика и техника» (в сб.: «Труды Ленингр. н.-и. института театра и музыки», 1945); «О камерном пении» («СМ», 1948, No 6). Соч.: Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены,М., 1955, 1962 (вступ. ст.: Богданов-Березовский В., О записках оперного певца); Четверть века в опере, М.,1970. И. М. Ямпольский. |