ЛЕЙПЦИГ (Leipzig) - город на юге ГДР, один из старейших культурных центров страны. 580,7 тыс. жит. (1971). В течение неск. столетий средоточием муз. культуры Л. являлись церкви, в т. ч. Томаскирхе, при которой в 1212 был осн. мужской хор (Томанерхор), а позднее (ок. сер. 13 в.) школа Томасшуле, где обучали пению, игре на органе. В 15-16 вв. в церквах имелись органы, построенные лейпцигскими мастерами (И. Шунд, И. Ланге и др.). Среди крупнейших органистов - Н. Веллер, С. Лёц, Э. Н. Аммербах, Г. и Т. Энгельман. Важным центром муз. жизни стал университет (осн. в 1409); студенты и педагоги участвовали в качестве хористов и исполнителей на духовых и струн. инструментах в богослужениях в Николайкирхе и Паулинеркирхе. Здесь изучались муз. науки, зародилось светское музицирование. К сер. 15 в. возникло цеховое объединение проф. музыкантов (шпильманы, позже инструменталисты - барабанщики, трубачи и др.), находившееся под покровительством магистрата города. В 1479 при магистрате была создана привилегированная группа музыкантов, участвовавшая в торжественных церемониях, церк. службах, официальных приёмах и т. п. Постепенно росло производство клавикордов, лютен, струн. и духовых инструментов, не прекращавшееся даже во время Тридцатилетней войны 1618-48. К кон. 15 в. в Л. возникли нотопечатание и торговля нотами, достигшие расцвета в нач. 17 в. В 1650 состоялось первое муз. представление - постановка «драмы с пением» «Марс и Ирен». В 1693 по инициативе Н. А. Штрунка (капельмейстер из Дрездена) открылся постоянный оперный театр (первый спектакль - «Антигона, обманутая Альцестом» Штрунка; театр работал до 1720). В кон. 17 - нач. 18 вв. увеличилось число церквей с постоянными капеллами (в т. ч. Нёйкирхе, осн. в 1699, церковь Петерскирхе, осн. в 1712), возросла потребность в хористах, инструменталистах, органистах. В связи с этим расширилась деятельность Томасшуле, где обучали игре на муз. инструментах, руководству хором; Томанерхор стал участвовать не только в богослужениях, но и в разл. празднествах, собраниях светского характера. Много сделали для развития муз. искусства Л. комп. И. Кунау - с 1684 органист, с 1701 кантор Томаскирхе и школы при ней, муз. директор в университете; Г. Ф. Телеман - с 1704 органист и муз. директор Нейенкирхе, организатор муз. празднеств с участием т. н. штейнхардтовских музыкантов. Огромное влияние на разл. области муз. жизни города, как и всей немецкой нац. культуры, оказало творчество И. С. Баха, с 1723 до конца жизни работавшего в Л., в т. ч. кантором Томаскирхе. С 17 в. заметную роль играли объединения любителей музыки - Коллегиум музикум, возглавлявшиеся видными музыкантами: А. Кригером (1657), И. Пецелем (1673), позднее - И. Кунау (1688), Г. Ф. Телеманом (1702-04), И. Ф. Фашем (1708), И. С. Бахом (1729-1740) и др. «Коллегиум музикум» пользовались большой популярностью среди композиторов, специально писавших для них музыку. К сер. 18 в. Коллегиум музикум постепенно прекратили деятельность, уступив место другим, более демократич. формам конц. жизни, отвечавшим росту влияния буржуазии. Среди первых конц. организаций: т. н. «Большие концерты» (или «Купеческие концерты», осн. в 1743 книготорговец Й. Ф. Градич, любительским оркестром руководил ученик И. С. Баха И. Ф. Долес). С сер. 18 в. Л. становится центром развития нем. зингшпиля. Большое значение для утверждения этого демократич. жанра имела деятельность актёра Г. Г. Коха, возглавившего труппу театра, открытого в 1750. На сцене ставились зингшпили И. А. Хиллера, К. Г. Нефе, Й. и Ф. Бенды, позднее - В. А. Моцарта, В. Мюллера, а также оперы А. Э. М. Гретри, Ф. Филидора и др. После Семилетней войны оркестр под назв. «Любительские концерты» возобновил свою деятельность. Под рук. Хиллера (1763-85) концерты оркестра во многом способствовали обновлению муз. жизни Л. В состав оркестра входили: скрипач-концертмейстер И. Г. Хезер, лютнист Й. Кропфганс, флейтист И. Г. Тромлиц и др. В его программах преобладали соч. И. Г. Хассе, Я. Стамица, К. Диттерсдорфа, а также итальянский композиторов этого времени; в конц. исполнении опер и ораторий участвовали известные певицы К. Шрётер и Э. Шмелинг. В 1766-70 Хиллер издавал муз. журн. «Wöchentliche Nachrichten und Anmerkungen, die Musik betreffend», в 1771 осн. певч. школу, в 1775 организовал Муз.-исполнит. общество, объединившее в новый оркестр и хор студентов-хористов, музыкантов- инструменталистов - профессионалов и любителей. С 1781 в значит. расширенном составе оркестр начал выступать в здании Гевандхауза. В оркестр, занявший с тех пор центр. место в муз. жизни Л., вошли мн. гор. музыканты, концертирующие инструменталисты и участники оперного оркестра: в 1808 при нём был создан первый постоянный камерный ансамбль - струн. квартет. В 1798-1848 и 1863-65 в Л. издавался муз., журн. «Allgemeine Musikalische Zeitung», с 1834 «Neue Zeitschrift für Musik», осн. Р. Шуманом. Сер. 19 в. - период расцвета муз. культуры Л. В 1843 здесь была осн. первая в стране консерватория. В 1835-1847 оркестр Гевандхауза возглавлял Ф. Мендельсон, в 1848-60 - Ю. Ритц, в 1860-95 - К. Рейнеке, в 1895-1922 - А. Никиш. Репертуар обогатился мн. произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и др. В 1884 было открыто новое здание Гевандхауза (арх. М. Гропиус и X. Шмиден) с 2 залами - Большим и Малым. В 1892 перед зданием установлен памятник Ф. Мендельсону. В 1890-96 пользовались успехом «Академические концерты», основанные Г. Кречмаром. В 1896 было создано Филармонич. общество, организовавшее собственный, т. н. Виндерштейновский оркестр. Место церк. капелл в 19 в. заняли многочисл. хор. объединения любителей: «Певческая академия» (осн. в 1802), 2 общества «Лидертафель» (осн. в 1815 и 1838), Мужское хор. общество (1843) и др. Высокий художеств. уровень отличал исполнение мужских хоров: «Паулиненферейн» при университете (осн. в 1822), «Арион» (осн. в 1849), Лейпцигский хор (осн. в 1891). Во 2-й пол. 19 в. репертуар оперного театра обогатился произв. Р. Вагнера, О. Николаи, Дж. Верди. Важная роль в этом процессе принадлежит дирижёрам А. Нейману (работал в 1876-80), А. Никишу (в 1878-89), Г. Малеру (в 1886-88). В 1867 т-p начал работать в новом здании. Со 2-й пол. 19 в. Л. становится крупным центром муз. образования, музыковедения и нотоиздат. дела. В 1914 X. Риманом был осн. Ин-т музыковедения. В 1920 организовано по инициативе К. Штраубе Хоровое общество. На сцене оперного театра, получившего назв. Лейпцигской гор. оперы (с 1912 стал гос. театром), в 1920-е гг. проходили премьеры произведений К. Вейля, Э. Кшенека и др. Кроме оркестра Гевандхауза, работали: Филармонический оркестр (осн. в 1919), Лейпцигский симф. оркестр (осн. в 1923) во главе с дирижёром Г. Шерхеном (выступал в концертах Филармонич. общества и в муз. передачах Радио). Регулярно концертировал любительский Рабочий камерный оркестр под рук. Б. Лихта. В 1926 был создан Музей муз. инструментов. Установление фаш. режима (1933) тяжело отразилось на муз. жизни города. Сузился репертуар оркестра Гевандхауза и оперного театра, распались мн. хоровые объединения. В 1936 был уничтожен памятник Мендельсону. В 1943 в результате налётов англо-амер. авиации подверглись разрушению здания Гевандхауза и оперного театра; муз. жизнь Л. фактически прекратилась. В первые же месяцы после разгрома фашизма (1945) возобновились систематич. концерты Гевандхауза (в реконструированном помещении Конгресхалле). Возникали новые формы деятельности музыкантов и пропаганды музыки в широких массах. С 1947 стали проводиться «Мендельсоновские дни», с 1950 - Баховские фестивали, с которыми связаны Междунар. конкурсы музыкантов, ставшие с 1962 традиционными, «Лейпцигские муз. дни», призванные пропагандировать творчество композиторов ГДР. В исполнении оркестра Гевандхауза впервые в Л. прозвучали мн. соч. Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, П. Хиндемита, Б. Бартока, ведущих немецкий композиторов старшего поколения, в т. ч. О. Герстера. В 1960 восстановлено и реконструировано здание оперного театра, при котором работает филиал (преим. для постановки комич. опер, оперетт, камерных спектаклей). Среди крупнейших муз. коллективов также: симфонический оркестр Радио (в 1949-56 под рук. Г. Абендрота; затем под рук. Г. Пфлюгера и Г. Кегеля), Томанерхор (во главе хора и школы - Г. Рамин, К. Томас, Р. Мауэрсбергер). В Л. св. 100 любит. коллективов, в т. ч. Певч. академия, Лейпцигский мужской хор, университетский хор, симф. оркестр Об-ва германо-сов. дружбы. Имеются Высшая муз. школа (создана на основе консерватории) и Школа нар. музыки, неск. средних муз. уч. заведений. Продолжают работу Ин-т музыковедения, восстановлен Музей муз. инструментов, действует крупнейшее муз. издательство «Нар. предприятие Брейткопф и Хертель» (осн. в 1795). |