ЛИГЕТИ (Ligeti) Дьёрдь (р. 28 V 1923, Дичёсентмартон, Трансильвания, ныне Тырнэвени, Румыния) - венгерский композитор и музыковед. Учился в консерватории в Клуже, затем у Ф. Фаркаша и Ш. Верешша (композиция) в Высшей муз. школе им. Ф. Листа в Будапеште (1945-49), по окончании которой преподавал там теоретич. предметы. Одновременно занимался собиранием рум. фольклора в Трансильвании. В 1956 эмигрировал в Вену. С 1957 работает в студии электронной музыки при Кёльнском радио (создал ряд соч. для электронных инструментов). С 1959 читает курс лекций об электронной и серийной музыке на Междунар. летнем семинаре в Дармштадте, пропагандируя музыку совр. авангардистов. С 1961 преподаёт (эпизодически) композицию в Высшей муз. школе в Стокгольме. В своих лит. работах отстаивает позиции элитарного модернистского искусства, одним из представителей которого он является в качестве композитора. Экспериментирует в сфере муз. инстр. «театра абсурда» - сочетает лишённый содержания муз. язык, построенный на фонетич. звукосочетаниях, с эмоциональностью, богатством ассоциаций. Автор теоретич. статей в журн. «Die Reihe» и др. Соч.: балет Лонтано (конц. исп. 1971); для солиста, хора и орк. - Реквием (1962-65); для орк. - Появления (Apparitions, 1960, 1-я Рим. пр. 1964); Лонтано (Lontano, 1967); Камерный концерт для 13 инструментов (1970); Концерт для влч. с орк. (1966); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет Ночные метаморфозы (Metamorphoses nocturnes, 1954); для голоса и инстр. ансамбля - Приключения (Aventures, для 3 голосов и 7 струнных, 1963) и Новые приключения (Nouvelles aventures, для сопрано и 7 инструментов, 1966); симф. поэма для 100 метрономов и др.; электронная музыка - Артикуляция (Artikulation, 1958); соч. для фп.; хоры a cappella - Ночь (Йjszaka) и Утро (Reggel, оба - 1956); для органа - Объёмы (Volumina, 1962); для чембало - Continuum (1970); песни. Лит. соч.: Egy aradmegyei roman együttes, Bdpst, 1953; La polyphonie dans la musique populaire, Bdpst, 1953; Traitй d'harmonie classique, Bdpst, 1954; Кlasszikus цsszhangzatte, 1956; Entscheidung und Automatik in der Structure I-a von Pierre Boulez, Bdpst, «Die Reihe», 1958, [Bd] 4; Wandlungen der musikalischen Form, там же, 1960, [Bd] 7; Ьber die Harmonik in Weberns Erster Кantate, «Darmstädter Beitrage zur neuen Musik», 1960, [Bd] 3; Fragen und Antworten von mir selbst, «Melos», 1971, Jahrg. 38, H. 12, S. 509-16. |