ЛИВАНОВА (по мужу - Pерман) Тамара Николаевна [р. 5 (18) IV 1909, Кишинёв] - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1940). Чл. КПСС с 1948. В 1932 окончила теоретико-композиторский ф-т, в 1935 аспирантуру Моск. консерватории под рук. М. В. Иванова-Борецкого. В 1933-46 и 1948-54 преподавала в Моск. консерватории (с 1939 профессор), в 1944-48 в Муз.-пед. институте им. Гнесиных. С 1944 ст. науч. сотрудник Ин-та истории искусств, ныне Мин-ва культуры СССР. В 1948-54 чл. Комитета по Гос. премиям. В 1952-56 пред. экспертной комиссии ВАК. Автор мн. исследований, охватывающих широкий круг науч. проблематики: от истории др.-рус. муз. культуры, рус. классич. музыки и зап.-европ. муз. искусства до творчества советский композиторов, вопросов муз. критики и библиографии, связей музыки с литературой, театром и бытом. Ей принадлежат мн. статьи в сов. и заруб. науч. сборниках, журналах, а также вступит. статьи, комментарии. Редактор мн. книг и сборников. Соч.: Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, вып. 1, М., 1938; Музыкальная классика XVIII века, М. - Л., 1939; История западноевропейской музыки до 1789 года, М. - Л., 1940; Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи, ч. 1, М. - Л., 1948; Критическая деятельность русских композиторов-классиков, М. - Л., 1950; Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков, М. - Л., 1951; Русская музыкальная культура 18 в. в её связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы, т. 1-2, М., 1952-53; Н. Я. Мясковский. Творческий путь, М., 1953; В. Г. Захаров. Творческий путь, М., 1954; Глинка. Творческий путь, т. 1-2, М., 1955 (совм. с В. В. Протопоповым); Большая композиция в пору И. С. Баха, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956; Moцарт и русская музыкальная культура, М., 1956; Музыка в художественной литературе, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956; Стасов и русская классическая опера, М., 1957; Музыка в произведениях М. Горького, М., 1957; Русская музыка в период образования русской нации, в сб.: Вопросы формирования русской народности и нации, М. - Л., 1958; Русская комическая опера, в сб.: Русские драматурги (XVIII век), Л.-М., 1959; Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века, вып. 1-6, М., 1960-76; [Ранние отклики на искусство Гайдна в России], в сб.: Berieht ьber die Internationale Кonferenz zum Andenken Joseph Haydns…, Bdpst, 1961; Советское музыкознание о русских классиках XIX в., М., 1963; На пути от Возрождения к Просвещению XVIII века (Некоторые проблемы музыкального стиля), в сб.: От эпохи Возрождения к XX веку, М., 1963; Новейшие концепции «истории музыки» и современный Запад, в сб.: Современное искусствознание за рубежом, М., 1964; Нидерландская музыкальная школа и проблема Возрождения, в сб.: Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков, М., 1966; Проблема стиля в музыке XVII в., там же; Оперная критика в России, т. 1, вып. 1, М., 1966 (совм. с В. В. Протопоповым), вып. 2, т. 2, вып. 3, М., 1967-69; Семнадцатый век и пути развития музыки Запада, в сб.: XVII век в мировом литературном развитии, М., 1969; Музыка: [Общие труды. Античность. Средние века. Возрождение. Проблемы XVII века. XVIII век], в кн.: История европейского искусствознания… 1871-1917, кн. 1, М., 1969; [Россия], там же, кн. 2, М., 1969, и др. И. М. Ямпольский. |