ЛОГАР (Logar) Миховил (р. 6 X 1902, Риека) - серб. композитор, педагог и муз. критик. По национальности словенец. В 1926 окончил Школу высшего мастерства Пражской консерватории по классу композиции у Й. Сука. В 1927-45 преподавал игру на фп. и муз.-теоретич. предметы в Муз. школе и в Средней муз. школе в Белграде. В 1945-72 профессор Белградской академии музыки по классу композиции. В нач. 30-х гг. выступил с инстр. соч., написанными в атональной манере, с использованием конструктивистских приёмов письма (симф. поэма «Весна», 1932, «Музыка для струнных», 1937, и др.); в более поздних его соч. выявилась тенденция к демократизации муз. языка. Значит. интерес представляют муз.-сценич. произв. Л.: комич. опера «Спесивый глупец», в которой приёмы итал. оперы-буффа своеобразно сочетаются с нац. чертами в музыкальной характеристике персонажей, и в особенности опера «1941» - первый опыт воплощения на югославской оперной сцене событий народно-освободительной войны, образов борцов-подпольщиков. Соч.: оперы - Четыре сцены из Шекспира (сценич. симфония, 1930), Привидение в долине святого Флориана (1937), Спесивый глупец (Pokondirena tikva, Белград, 1956), «1941» (Сараево, 1961); балет - Золотая рыбка (по Пушкину, Белград, 1953); 5 кантат, в т. ч. Огонь (1960); для орк. - 3 симфонии (1947, 1961 - для струн. орк., 1964 - Итальянская), Приморская сюита (1962), конц. увертюра Космонавты (в честь сов. космонавтов, 1962), Лирический дивертисмент (1966) и др.; концерты с орк. - для скр. (1954), кларнета (1956), кларнета и валторны (1961); 5 струн. квартетов (1926-36); фп. трио (1966); для фп. со струн. орк. - 2 токкаты (1933); для фп. - соната квази скерцо (1929), 2 сонатины (1930), Музыка для фп. (1945) и др.; для скр. с орк. - концертино (1952); для скр. и фп. - соната (1928); для голоса и фп. - вок. циклы, Баллада о беспризорном (1945); хоры (в т. ч. Гимн Белграду), песни, музыка для фильмов и др. |