ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич [11(23) XI 1875, Полтава - 26 XII 1933, Ментона, Франция, похоронен в Москве на Красной площади] - сов. гос. и обществ. деятель, публицист, критик, искусствовед, литературовед, драматург, переводчик. Академик АН СССР (1930). Чл. КПСС с 1895. Первый нар. комиссар просвещения (1917-29). В 1933 назначен послом в Испанию, но по пути в Мадрид скончался. Изучал философию и естествознание в Цюрихском университете. Вел революц. пропагандистскую работу с 17 лет, был видным деятелем большевистской партии. Участник Революции 1905-07 и Oкт. революции 1917, подвергался тюремным заключениями ссылкам. В 1906-17 был в эмиграции (Франция, Италия, Швейцария). Входил в состав редакции газ. «Вперед» и «Пролетарий», где работал вместе с В. И. Лениным, который высоко ценил Л. как оратора-полемиста и, по свидетельству М. Горького, считал Л. «на редкость богато одарённой натурой». Ленин критиковал Л. за богостроительские идеи, отразившиеся в некоторых его работах 1904-11, выражал уверенность, что он освободится от увлечения эмпириокритицизмом. Музыка занимала значит. место в деятельности Л., хотя спец. муз. образования он не получил. Л. хорошо знал музыкальное искусство, общался с многими выдающимися композиторами и исполнителями, среди которых Ф. И. Шаляпин, Ж. Сигетти, А. Коутс, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Л. В. Собинов, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев. Проводя марксистско-ленинские принципы в исследовании искусства, Л. явился основоположником сов. муз. эстетики. Его выступления в большой мере способствовали становлению советского музыковедения. Борясь с упрощением и вульгаризацией, Л. считал необходимым, чтобы музыковедческое исследование включало структурный и эстотич. анализы, всестороннее изучение особенностей муз. произв. Среди теоретич. проблем, в разработку которых Л. внёс существ. вклад, - применение марксистской теории познания к области музыки, интерпретация муз. стилей, эстетич. и социологич. критерии оценки муз. искусства. Им были даны блестящие характеристики ряда явлений классич. и совр. музыки. Как гос. и партийный деятель Л. сыграл выдающуюся роль в строительстве сов. муз. культуры. Он отмечал всё новое и талантливое, что могло быть полезным для революции, роста социалистич. искусства, высказывался в пользу разнообразия художеств. творчества и свободного соревнования разных стилистич. течений. Активно выступал Л. в защиту классич. наследия, последовательно борясь против модернистского и пролеткультовского отрицания культуры прошлого. Важной была роль Л. в сохранении и развитии Большого театра в тяжёлые годы Гражд. войны. Л. участвовал в организации Муз. секции Гос. учёного совета, Муз. отдела Наркомпроса РСФСР, Российской филармонии, поддержал реформу муз. образования, содействовал организации симф. оркестров и струн. квартетов, Гос. коллекции редких и старинных муз. инструментов, развитию конц. деятельности внутри страны и междунар. муз. связей, учреждению фонда помощи молодым дарованиям. С инициативой Л. связано создание в Ленинграде центра музыковедч. исследований. В своей первой работе о музыке - рецензии на кн. А. А. Берса «Что такое понимание музыки» (1903) Л. указывает на полезность книг, облегчающих массовой аудитории доступ к муз. культуре. Статья «Юношеские идеалы Рихарда Вагнера» (1906) посвящена социально-эстетич. проблемам: важной роли музыки в духовной жизни борющихся за свободу масс и великому значению революции для расцвета музыки; эту идею Л. развивал в более поздних выступлениях («Путь Рихарда Вагнера», 1933, и др.). Осн. направление критич. статей Л. о музыке определялось стремлением «ближе подводить дилетанта из демократических кругов к интеллектуальному и эмоциональному осознанию открывающегося ему мира музыки». Большая их часть обращена к широкому кругу читателей. Этими же качествами отличаются речи, произнесённые Л. перед концертами или циклами концертов: «Народные концерты гос. оркестра», «Речь на первом представлении для рабочих в бывшем Мариинском театре», «Речь перед концертом для революционных моряков» (1918), «Рихард Штраус» (1920), «Бетховен», ««Гибель Фауста» Берлиоза», «О Скрябине» (1921), «Речь на концерте под управлением Оскара Фрида», «Три года работы квартета им. Страдивариуса» (1923), речи на конкурсах гармонистов (1926, 1928) и др. Л. писал краткие комментарии к оперным спектаклям («Князь Игорь», 1920; «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане», 1921). Особое место принадлежит его работам о Бетховене, творчество которого Л. считал одной из величайших муз. вершин, указывающих путь прогрессивному муз. творчеству («Бетховен», «Ещё о Бетховене», 1921; «Бетховен и современность», 1927; «Что живо для нас в Бетховене», «Почему нам дорог Бетховен», 1929). О месте Бетховена в истории, о значении бетховенской традиции для современности говорится и в статьях Л., посв. Шопену, Веберу, Вагнеру, русский композиторам 19 в. Блестящий пример конкретной историч. характеристики содержит ст. «Путь Рихарда Вагнера» (1933), в которой выясняются истоки пессимистич. мировоззрения композитора после поражения Революции 1848-49 в Германии. Л. как критик стремился постигнуть творчество композиторов в тесной связи с историч. эпохой, показать реальный источник их сильных и слабых сторон. Это качество Л. ярко выразилось в ст. «Н. А. Римский-Корсаков» (1933, с подзаголовком: «Музыкально-критическая фантазия к 25-летию со дня смерти»). Ряд статей (гл. обр. по поводу антрепризы С. П. Дягилева - 1913, 1914, 1927) содержит критику модернистского искусства. Нек-рые работы Л. имеют более спец. характер. Среди них - «Танеев и Скрябин» (1925), в которой индивидуальные особенности творчества этих композиторов рассматриваются как отражение обществ. процессов пред- революционного периода, и выступление на Всесоюзной конференции по теории ладового ритма (1930), содержащее методологич. анализ теории ладового ритма Б. Л. Яворского. Последоват. защитник реализма в литературе, театре, изобразит. искусстве, Л. не пользовался термином «реализм» применительно к музыке (за исключением муз. театра), предпочитая говорить о значимости муз. идей, запечатлевающих эпоху, о силе, ясности, психологич. правдивости их выражения («Р. Штраус», 1920; «Ответ комсомольцам консерватории», 1926, и др.). При жизни Л. были изданы 2 сб. его статей: «В мире музыки» (1923) и «Вопросы социологии музыки» (1927). Соч.: В мире музыки. Статьи и речи, М., 1958, 1971; О театре и драматургии, Избр. статьи, т. 1-2, М., 1958; А. В. Луначарский. Неизданные материалы, М., 1970 (Литературное наследство, т. 82). ЛУНАЧАРСКИЙ Михаил Васильевич [15(27) VII 1862, Чернигов - 15 III 1929, Москва] - певец (баритональный бас). Брат А. В. Луначарского. В 1894 окончил юридич. ф-т Моск. университета и Петерб. консерваторию по классу пения (учился у С. И. Габеля и К. Эверарди). Служил в разл. министерствах, выступал как любитель в ряде оперных спектаклей в партиях Онегина, Дон Жуана; Визиря («Фераморс» Рубинштейна), Шакловитого («Хованщина»), Потёмкина («Черевички») и др. Был исполнителем партий Юрия Токмакова («Псковитянка», нов. ред. 1895), Бориса Годунова (спектакль в ред. Римского-Корсакова, «Борис Годунов», 1896), Сальери («Моцарт и Сальери», 1897). Неоднократно выступал в гл. партиях баритона в ораториях («Павел» и «Илия» Мендельсона, «Страсти по Матфею» Баха, «Песнь о колоколе» Бруха и др.), в концертах с исп. романсов рус. и зап.-европ. композиторов. Ему посвятили свои романсы Н. А. Римский-Корсаков («Томительно влекутся дни мои», 1895), А. К. Глазунов. Был одним из организаторов и рук. Петерб. общества муз. собраний, в концертах которого выступал как певец; участвовал в печатных изданиях общества. С 1914 прекратил сценич. деятельность. Л. М. Луначарский. |