МАДРИГАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ, драматический мадригал, - принятое в совр. литературе обозначение муз. жанра, возникшего в Италии во 2-й пол. 16 в. и представлявшего собой хор. композицию на текст комедийной, реже пасторальной пьесы с музыкой в характере мадригала. Все партии действующих лиц, в т. ч. и монологи, исполнялись многогол. ансамблем. Сюжеты - бытовые, часто гротескно- сатирические, с традиционными персонажами нар. комедии дель арте. В музыке М. к. из бытующих форм употреблялись мадригалы, канцонетты, вилланеллы и др. разновидности многогол. песен. Предполагают, что М. к. содержали и пантомимное воспроизведение действия. В то же время О. Векки, один из основателей этого жанра, указывал, что его «Амфипарнас» должен восприниматься «не через глаза, а через уши». Среди композиторов, писавших М. к., - А. Стриджо, Дж Кроче, А. Банкьери, Дж. Торелли. Наиболее ранняя М. к. - «Болтовня женщин за стиркой» («Il cicalamento delle donne al bucato», 1567) Стриджо явилась прототипом позднейших образцов этого жанра (содержит комич. и драм. эпизоды, сгруппированные в 5 частей: 1-я часть - 4-голосная, остальные - 7-голосные; особенно интересны диалоги, образованные разл. комбинациями голосов). Кроче принадлежат две М. к. (с текстами на венецианском диалекте): «Приятные маскарады» («Mascarate piacevoli», 1590) и «Музыкальная панацея» («Тriаса musicale», 1595), в которых вслед за Стриджо он использует нар. песни и звукоподражат. приемы для достижения комич. эффекта. Выдающаяся М. к. - «Предгорье Парнаса» Векки («Amfiparnaso», исп. 1594, Модена, изд. 1597, Венеция). Ее сюжет варьирует обычные ситуации комедии дель арте. Разнообразны муз. приёмы - от хор. речитатива до полноценной полифонии. Пользуясь исключительно средствами хора, Векки создаёт яркие характеристики персонажей. В др. своей М. к. - «Сьенские вечеринки, или Различные настроения, показанные современной музыкой» («Veglie di Siena ovvero i Varii humori della musica moderna», 1604) наряду с характерными карикатурными сценками Векки рисует весёлость, меланхолию, скорбь, учтивость, коварство, искренность и т. п. Последователем Векки был Банкьери - автор ряда популярных М. к.: «Старческое сумасбродство» («La pazzia senile», 1598), «Музыкальная смесь» («Zabaione musicale», 1603), «Юношеское благоразумие» («Prudenza giovanile», 1607), «Представление в масленицу» («Il festino nella sera del giovedi grasso avanti cena», 1608) и др. Пример пасторальной трактовки этого жанра - М. к. «Верные возлюбленные» («Fidi amanti», 1600) Торелли. M. к. - блестящее свидетельство достижений хор. искусства Позднего Возрождения. В М. к. нашёл обобщение долгий и многосторонний опыт музыкантов в нар. стилизации (неаполитанские канцонетты, виллоты, вилланеллы, balletti), подражании явлениям природы, создании комич. и скорбно-лирич. образов. Декламац. стиль в буффонных партиях, а также драматургия монологов и дуэтов подготовили элементы зарождающейся оперы. |