МАЖОРО-МИНОР, мажоро-минорная система. 1) Термин, обозначающий объединение ладов противоположного наклонения в рамках одной системы. Наиболее распространённые разновидности: одноимённый мажоро-минор (мажорный лад, обогащенный аккордикой и мелодич. оборотами одноимённого минора) и, несколько реже, одноимённый миноро-мажор (минор, обогащенный элементами одноимённого мажора); к М.-м. относят также смешение параллельных ладов - гармонич. мажора и гармонич. минора. М.-м. наряду с хроматич. системой представляет собой один из типов расширенной ладовой системы («расширенной тональности» - по Г. Л. Катуару, И. В. Способину). Мажоро-минор Миноро-мажор Мажор; аккорды параллельной системы Минор; аккорды параллельной системы Применение специфических гармоний М.-м. (низких VI и III ступеней в М.-м., высоких III и VI в миноро-мажоре и др.) придаёт ладу многокрасочность, яркость, украшает мелодику свежими полиладовыми оборотами: М. П. Мусоргский. Романс «Горними тихо летела…». С. В. Рахманинов. Романс «Утро». Исторически М.-м. как особая полиладовая система развился в недрах классич. тональной системы. Представление о диатонических мажоре и миноре логически предшествует понятию М.-м. Однако родств. явление встречается в многоголосных гомофонных произв. эпохи Возрождения (как бы первичный, ещё недифференцированный М.-м.), где, напр., правилом было завершить кадансы минорных дорийского, фригийского и эолийского тонов мажорным трезвучием [схему аккордики такого дорийского М.-м. см. в кн. «История музыкальной культуры» Р. Грубера (т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 399)]. Остатки этой недифференцированности органически вошли в тональную систему в виде мажорной доминанты минора и взаимодействия её с аккордами натурального минора (см., напр., 8-11-й такты 2-й части «Итальянского концерта» Баха), а также в виде мажорной («пикардийской») терции в конце минорных соч. В эпоху барокко проявлением М.-м. в собственном смысле можно считать гл. обр. переменность мажора и одноимённого минора в рамках одного построения (прелюдия D-dur из 1-й части «Хорошо темперированного клавира» Баха, тт. 27-35), лишь изредка доходящую до внедрения в мажор аккордов одноимённого минора (И. С. Бах, хоральная прелюдия «О Mensch, bewein' dein' Sünde gross» для органа). У венских классиков М.-м. становится более сильным средством вследствие увеличения контраста между чётко разграниченными мажорным и минорным ладами. Одноимённая переменность виртуозно используется в предыктах, предкадансовых участках, в серединах и разработках (модуляция D-А в 1-й части 2-й симфонии Бетховена), иногда с подчёркнуто колористич. эффектом (16-я соната Бетховена для фп., часть 1). В вок. музыке внедрение аккордов противоположного по наклонению лада служит и отражению контрастных поэтич. образов (ария Лепорелло из оперы «Дон Жуан» Моцарта). Расцвет М.-м. во всех его разновидностях приходится на эпоху романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Лист, Р. Вагнер, Э. Григ, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков). Мажоро-минорные смешения достигают наибольшей густоты и сочности, распространяясь на соотношения и тональностей, и аккордов, и мелодич. оборотов (см. пример выше). Наслаиваясь друг на друга, отношения М.-м. порождают типичные для эпохи терцовые цепи (напр., секвентное доследование: низкая VI к низкой VI приводит к возвращению в I ступень; 1-я часть «Антара» Римско го-Корсакова). В музыке 20 в. М.-м. используется как нормативное средство наряду с ещё более расширенной хроматич. системой (у С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита и др. композиторов). Как особая ладовая система М.-м. был осознан в кон. 19 в., особенно в учениях 1-й пол. 20 в. Теоретики 1-й пол. и сер. 19 в. (Г. Вебер, А. Б. Маркс, Ф. Ж. Фетис) понимали лад как строго ограниченную диатонич. систему, трактуя элементы «противолада» как выход за пределы системы («leiterfremde» - «чуждые гамме», по нем. терминологии). В теории тональности Фетиса ощутимо уже предчувствие полисистем, к которым относится и М.-м. (понятия «плюритональности», «омнитональности»). X. Риман говорит о «смешанных наклонениях», предлагая называть их «минор-мажором» и «мажор-минором», однако имеет в виду очень ограниченные виды таких смешений (напр., минорную субдоминанту в мажоре). Развёрнутое изложение учения о М.-м. имеется у Ф. О. Геварта. В рус. литературе идея М.-м. появляется у Б. Л. Яворского (термины: первоначально «мажоро-минорный», впоследствии - «цепной лад»). Сходную с Гевартом теорию М.-м. выдвинул Г. Л. Катуар (под назв. «мажоро-минорная десятитонная система») и развил далее И. В. Способин. 2) Обозначение классич. тональной системы мажора и минора в противоположность старой, модальной системе и атональным системам 20 в. |