МАЛАГА, Санчес Малага (Sanchez Malaga) Карлос (р. 8 IX 1904, Арекипа) - перуанский композитор и дирижёр. Муз. деятельность начал в качестве аккомпаниатора вокалистов, затем был дирижёром в театр. оркестрах. В 1923-29 преподаватель сольфеджио и хор. пения в консерватории Нац. университета в г. Ла-Пас, позже в Нац. академии музыки «Альседо» в Лиме. Автор симф., а также хор. и фп. соч. Выступал с сольными концертами как пианист, дирижировал мн. симф. оркестрами и хор. коллективами. Иск-во малагасийцев является составной частью древней малайско-полинезийской культуры. М. м. - своеобразный сплав элементов общей культуры народов, населяющих острова Индийского океана (особенно Индонезии), местных традиций и позднейших влияний европейской (гл. обр. французской) культуры. Большинство муз. инструментов малагасийцев родственно инструментарию стран Вост. Африки. Предполагают, что именно отсюда происходит зезе (2-струн. инструмент типа гитары), встречающийся в Конго, Танзании, Уганде и др. странах. Своеобразна валиха (на выдолбленном толстом отрезке ствола бамбука по его окружности вырезаны узкие полоски коры, являющиеся струнами), к-рую держат на коленях и играют обеими руками (исполнители - только мужчины). М. м. тесно связана с трудовыми процессами, церемониями и ритуалами (напр., «изгнание злых духов» сопровождалось песней, исполняемой жен. голосом, двумя хорами - женским и мужским, выстрелами из ружей и всевозможными шумовыми эффектами). Богаты песенные традиции малагасийцев. Песни обычно весьма актуальны, насыщены социальным содержанием. Интерес представляют своеобразные песенные фестивали Хира Гаси (особенно колоритны они в Изотре, квартале Тананариве, где в праздничные дни выступают красочно одетые группы - мпилалао - до 20 певцов и певиц). Представление, в котором важную роль играет ведущий, состоит из песен и темпераментных танцев (своего рода соревнование между многочисл. группами исполнителей). Распространённой традицией остаётся «фамадина» - ритуал общения с духами предков, где музыке также отведена существенная роль. После провозглашения независимости Малагасийской Республики (1960) вопросам строительства культуры уделяется большое внимание, ими занимается Мин-во культуры и нац. просвещения. Б. Н. Зайцев. |