МАЛЕР (Mahler) Густав (7 VII 1860, Калиште, Чехия - 18 V 1911, Вена) - австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Род. в чеш. деревне в семье мелкого торговца. Муз. дарование композитора проявилось очень рано: в детстве он знал множество нар. напевов, с 6 лет учился игре на фп., в 10 лет дал в Йиглаве первый публич. концерт. В возрасте 15 лет М. поступил в Венскую консерваторию (классы фп., гармонии и композиции), одновременно экстернат Йиглавской гимназии; затем прослушал в Венском университете курс истории и философии. Муз. атмосфера Вены 1870-х гг., её конц. и театр. жизнь оказали на молодого М. решающее влияние. Он пережил бурное увлечение творчеством Р. Вагнера, его привлекала музыка А. Брукнера, у которого М. брал уроки композиции. В эти годы М. пишет квартеты, симфонии, эскизы опер на собственные либр. (не опубликованы). С 1880 началась работа М. в качестве оперного дирижёра сначала в небольших городах, затем в крупных оперных театрах (Немецкий театр в Праге, 1885; Городской театр в Лейпциге, 1886-88; Корол. опера в Будапеште, 1888-91; Городской театр в Гамбурге, 1891-97). В 1897 М. был приглашён на пост директора Венского придв. оперного театра. К этому времени М. был автором песен для голоса с фп. и голоса с оркестром (в т.ч. циклов «Песни странствующего подмастерья» и «Волшебный рог мальчика»), вок.-симф. сочинения «Жалобная песня» и 3 симфоний. (Все крупные произв. М. создавал в летние месяцы, свободные от работы в театре, оставляя на зиму лишь инструментовку.) Работа в Венском придв. оперном театре (1897-1907) явилась вершиной его дирижёрской и режиссёрской деятельности и одноврем. периодом наивысшего расцвета самого коллектива. М. достиг этого вдохновенной работой с актёрами и музыкантами оркестра, а также упорной борьбой с театр. рутиной, системой «звёзд». Всё это вызвало травлю со стороны консервативной и бульварной прессы, в результате чего М. покинул театр летом 1907 и уехал в Америку, где в 1908 занял место дирижёра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, а затем рук. Нью-Йоркского филармонич. оркестра. Венское десятилетие ознаменовало взлёт композиторского творчества М.: за эти годы им написаны пять симфоний (с 4-й по 8-ю) и песенные циклы на сл. Ф. Рюккерта. В летние месяцы 1908-10 М. работал над «Песней о земле», 9-й и 10-й симфониями. В 1907 у М. обнаружилась болезнь сердца, в дальнейшем прогрессировавшая. Переутомление, связанное с тяжёлыми условиями контракта в США, окончательно подорвало здоровье М. В 1911 он умер. Выдающийся представитель после- вагнеровского поколения в муз. искусстве Европы, М. был на рубеже 19-20 вв. одним из немногих композиторов Австрии и Германии, чьи произв. пронизаны глубокой философской проблематикой. Творчество М. - непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия. «То, о чём говорит музыка, - писал М., - это только человек во всех его проявлениях (то есть чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий)». Тема человеческих страданий обусловлена у М. трагич. осознанием социальных противоречий эпохи, что делает композитора одним из крупнейших художников-гуманистов 20 в. Неизбежный в бурж. мире конфликт художника и общества составил осн. содержание не только творчества, но и жизни самого композитора. Видя своё призвание не в одной лишь композиторской, но также и в театр. деятельности, он вкладывал много творч. энергии в дирижирование, в оперную режиссуру. Однако и здесь композитор был скован условиями, по его словам, «лживой, отравленной в самой основе и бесчестной» жизни эпохи. При этом ранимость художника в столкновении с миром лжи и косности обострялась у М. его импульсивным темпераментом. От своих предшественников-романтиков - Э. Т. А. Гофмана, Р. Шумана, Г. Берлиоза, близких М. по характеру творчества, композитор унаследовал «крейслерианский» конфликт творч. личности с обществом, воплощённый в антитезе художник - филистерство. В 1-й симфонии и «Песнях странствующего подмастерья» отразились воспринятые М. от нем. романтич. литературы (Й. Эйхендорф, Г. Гейне) и отчасти от Л. Бетховена и Ф. Шуберта мотивы скитальчества, а от Жан Поля (И. П. Ф. Рихтера) - образ наивного героя, пребывающего в конфликте с миром и в идиллич. единстве с природой. Присущая М. склонность к философскому осмыслению действительности приводит его к осознанию конфликта художника и общества - как проявления более общего конфликта личности и мира. Фиксация противоречий человеческой жизни - либо в общефилософском плане (жизнь - смерть - бессмертие; концепция 2-й симфонии), либо как обращение к горестям «земной жизни» (песни, 4-я симфония) - приобретает у М. исключит. остроту. «Всю жизнь, - говорил М., - я сочинял музыку собственно лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь ещё страдает другое существо». С особой трагич. силой этот конфликт человека и мира запечатлён в симфониях т.н. среднего периода (5-7-я). Внимание к глубинам человеческой души в минуты кризиса или наивысшего напряжения сближает творчество М. с творчеством Ф. М. Достоевского, которое композитор хорошо знал и любил. Их роднят и поиски гармонии, к-рая смогла бы разрешить трагич. конфликты. Эти поиски явились важнейшим стимулом идейно-творч. эволюции композитора. М. оставался убеждённым идеалистом; в его не лишённых эклектизма философских представлениях о гармонии своеобразно преломилось влияние пантеистич. мировоззрения И. В. Гёте. М. постоянно искал средства, которые могли бы облегчить слушателю восприятие его философских идей. На раннем этапе творчества он видел их в опоре на общезначимые лит.-философские ассоциации, фиксируемые в заголовках к симфониям, носящих программный характер (первоначальное наименование 1-й симфонии было «Титан» - по роману Жан Поля), или к отдельным их частям (в 3-й симфонии имелись подзаголовки ко всем частям, связанные с «Весёлой наукой» Ф. Ницше). Иногда М. комментировал содержание музыки программой, написанной после создания произв. (1, 2, 4-я симфонии), либо ремарками в партитуре. Однако разочарованный ложным истолкованием своих намерений, М. снял все подзаголовки и отказался от сопроводит. пояснений. Путь к раскрытию своих исканий М. нашёл во введении лит. «слова» в муз. произв.: «Задумывая большое музыкальное полотно, я всегда достигаю момента, когда должен привлечь «слово» в качестве носителя моей музыкальной идеи». В первых симфониях это было вкрапление в симф. цикл песни (в сольном, хоровом либо оркестровом изложении), становящейся носителем обобщённой идеи. В более поздних произв. (8-я симфония, «Песня о земле») человеческий голос участвует в изложении и развитии муз. мыслей на всём протяжении симф. цикла. Так, «Песня о земле» стала родоначальницей «симфонии в песнях» - жанра, получившего распространение в 20 в. Круг образов, связь музыки с литературой, включение или отсутствие вок. элемента, а также эволюция муз. стиля обусловили разделение симф. творчества М. на три периода. К раннему периоду относят 1-ю, чисто инстр. симфонию, опирающуюся на муз. материал вок. цикла М., - «Песни странствующего подмастерья», и 2, 3, 4-ю симфонии, интонационно связанные с вок. циклом «Волшебный рог мальчика», круг образов которого повлиял на содержание этих симфоний. Для них характерно соединение эмоциональной непосредственности и трагич. иронии, жанровой зарисовки и символики. Обращаясь в этот период творчества к текстам фило-софско-символич. строя, М. использовал стихи Ф. Клопштока (финал 2-й симфонии) и Ф. Ницше (3-я симфония). В 1-й симфонии композитор видит исход конфликта романтич. «героя» с действительностью в обращении к природе. Во 2-й - поставлен вопрос о ценности человеческой жизни перед лицом смерти; выход из трагич. непреложности судьбы композитор видит в религ. идее воскресения. В 3-й симфонии М. пытался создать пантеистич. картину мира, в бесконечность которого он включал конечную человеческую жизнь. В 4-й симфонии проблема смерти и бессмертия получает таинственно-причудливое воплощение - в финале звучит песня-притча. В произв. первого периода проявились такие особенности стиля М., как интонац. опора на демократич. жанры нар. и гор. музыки (песня, танец, чаще всего лендлер и вальс, воен. или похоронный марш, воен. сигнал, хорал). Симфонии среднего периода (5-7-я) составляют инстр. трилогию, интонационно связанную с песенными циклами М. на тексты Ф. Рюккерта («Песни об умерших детях», 5 песен). Отказавшись от лит.-философских ассоциаций, М. не ушёл от постановки в симф. концепциях значит. нравственных проблем. Общечеловеческие коллизии уступили место теме трагич. зависимости личности от судьбы. Наиболее острое выражение эта тема получила в 6-й симфонии, названной современниками «Трагической». В 5-й и 7-й симфониях М. находит выход из этого конфликта в гармонии классич. искусства, язык которого стилизует в финалах этих симфоний. В 8-й симфонии М. вновь использует для воплощения философского содержания поэтич. тексты. 1-я часть её написана на слова ср.-век. гимна «Veni creator spiritus», 2-я часть - на текст заключит. сцены 2-й части «Фауста» Гёте. При всей отвлечённости провозглашённого в ней положительного идеала 8-я симфония явилась утверждением глубокой веры М. в творч. силы человека. М. прибег здесь к грандиозному исполнительскому аппарату (солисты, 3 хора, увеличенный состав большого оркестра), в связи с чем сочинение получило назв. «симфонии тысячи участников». В сочинениях позднего периода нашли выражение темы прощания с жизнью («Песня о земле», 9-я, незаконч. 10-я симфонии). В «Песне о земле», написанной на тексты кит. поэтов 8 в., и в чисто инструментальной 9-й симфонии смертельно больной композитор приходит к примирению с неизбежным. Глубоко личный тон, экспрессивная лирика поздних сочинений М. привнесли в них черты нового и вместе с тем привели к созданию на новой основе песенного тематизма, формообразования и фактуры. Архитектоника цикла, равно как и форма отд. частей (особенно крайних), организуется у М. сквозным муз.-интонац. повествованием, составляющим важнейшую особенность его симфонизма. С этим связан отказ композитора в большинстве симфоний от классического, 4-частного строения. Изменяются также традиц. последовательность частей и их темповые соотношения. Часть в характере скерцо чаще следует у М. за первой; более медленная часть примыкает к финалу, который становится смысловым и интонационным центром цикла. В симфониях среднего и позднего периодов быстрые части концентрируются в середине цикла, медленные - обрамляют цикл. Столь же существ. трансформацию претерпевает форма отд. частей, особенно первой. В поздних сочинениях сонатные принципы вытесняются песенной вариантно-строфической организацией, сквозным развитием. Так, во мн. частях цикла взаимодействуют формообразующие принципы куплетной и 3-частной песни, рондо, вариаций, сонатного allegro, что приводит к композиционной многозначности каждого раздела формы, осложняющей восприятие структуры симфоний М. Рост линеарных тенденций при сохранении гомофонной основы привёл к образованию в музыке М. контрапунктически насыщенной фактуры. Помимо имитационных форм полифонии, большое значение приобретают контрастная полифония и полифония вариантов (гетерофония). В позднем творчестве композитора возросшая линеарная автономность голосов, включение в состав аккорда неразрешающихся диссонансов и усложнение структуры аккордов содействовали появлению фрагментов музыки с внеладовым, внефункциональным применением гармонии. В оркестре М. нашли воплощение две тенденции, характерные для нач. 20 в.: с одной стороны, расширение оркестрового аппарата, с другой - зарождение камерного оркестра. Тяготение к камерному составу оркестра выразилось в детализации фактуры, в трактовке инструментов оркестра в духе ансамбля солистов, предельном выявлении тембровых, регистровых, динамич. возможностей оркестровых инструментов. С последней тенденцией связаны поиски повышенной экспрессивности и обострённой, часто гротескной красочности в звучании оркестра. В произв. М. возникли элементы стереофонии благодаря одновременному звучанию оркестра на эстраде и группы инструментов (финал 2-й симфонии) или небольшого оркестра («Жалобная песня») за эстрадой либо благодаря помещению исполнителей на разных высотах (3-я симфония). В творчестве М. зародились мн. особенности муз. искусства 20 в., воспринятые композиторами разных направлений. М. оказал заметное влияние на развитие драм. симфонизма большого плана (Д. Д. Шостакович, А. Онеггер, Б. Бриттен и др.). Вместо с тем мн. проявляющиеся в позднем творчестве М. черты экспрессионизма оказались близки композиторам т.н. новой венской школы (А. Шёнберг, А.Берг, А. Веберн). M.-дирижёр привлёк к себе внимание выдающихся музыкантов своего времени. И. Брамс был восхищён исполнением под упр. М. «Дон Жуана» Моцарта в Будапеште. X. фон Бюлов называл М. «Пигмалионом Гамбургской оперы». П. И. Чайковский писал из Гамбурга: «Здесь капельмейстер не какой-нибудь средней руки, а просто гениальный…». Импульсивность, вдохновенная отдача музыке, «душевный жар, придававший его исполнению непосредственность личного признания» (Б. Вальтер), сочетались у М. со скрупулёзной предварит. работой над партитурой. М. всегда требовал от исполнителей предельно точного прочтения текста партитуры. По свидетельству современников, наиболее удавались M. сочинения героич. и трагич. плана. М. был выдающимся интерпретатором опер Р. Вагнера («Лоэн-грин», «Тристан и Изольда», «Кольцо нибелунга»), К. В. Глюка, оперы и симфоний Л. Бетховена. Присущее М. чувство стиля позволяло ему проникать и в сочинения иного плана. К числу исполнительских достижений М. относятся также пост. опер Моцарта («Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта»), Сметаны («Далибор»), Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама»). Деятельность М.-дирижёра в опере была неотделима от его режиссёрской работы. В Венском придв. оперном театре М. попытался осуществить почерпнутый в вагнеровском учении о муз. драме художеств. идеал - единство муз., актёрского и режиссёрского решения оперного спектакля. В духе этих устремлений М. в течение мн. лет воспитывал коллектив Венского придв. оперного театра, в котором работали певцы Ф. Вейдеман, В. Геш, Л. Демут, Л. Слезак, М. Гутхейль-Шодер, З. Курц, А. Мильденбург, Б. Фёрстер-Лаутерер, дир. Б. Вальтер и художник-декоратор А. Роллер. Добиваясь подчинения всего строя и ритма спектакля музыке, М. вместе с тем использовал в своих пост. и некоторые приёмы драм. театра (паузы, неподвижные мизансцены, максимальное включение в действие массы хора, затемнение сценич. площадки). Основные даты жизни и деятельности 1860. - 7 VII. В чеш. деревне Калиште в бедной евр. семье мелкого торговца Бернгарда М. и его жены Марии, урожд. Герман, родился сын Густав. - Переезд семьи в Йиглаву. 1875-78. - Обучение в Венской консерватории по классу фп. у Ю. Эпштейна, гармонии - у Р. Фукса и композиции - у Ф. Кренна (одноврем. окончил экстерном гимназию в Йиглаве). 1877-79. - Посещение в Венском университете лекций по философии и истории музыки. - Дружба с комп. А. Брукнером. - Переложение для фп. 3-й симфонии Брукнера. - Создание ранних соч. [в т.ч. соната для скрипки и фп., 1876; песни для тенора и фп., 1880; «Северная симфония» (или сюита), 1882, и др.]. 1880. - Работа летом в качестве дирижёра в курортном городке Бад-Халль (Верхняя Австрия). 1881-82. - Работа дирижёром в Любляне (Лайбахе). 1883. - Работа капельмейстером в Оломоуце, затем хормейстером итал. оперной труппы «Карлстеатра» в Вене. - Начало работы в качестве второго дирижёра Придв. театра в Касселе (до 1885). 1884. - 23 VI. Первое исп. музыки М. к живым картинам по поэме Й. Шеффеля «Трубач из Зёккингена» (Кассель). 1885. - Работа вторым дирижёром Немецкого театра в Праге (до 1886). 1886-88. - Работа вторым дирижёром Городского театра в Лейпциге. 1888. - Работа директором Корол. оперы в Будапеште (до 1891). 1889. - 20 XI. Первое исп. в Будапеште симфонии No 1. 1891. - Работа в качестве первого дирижёра Городского театра в Гамбурге (до 1897). - 13 XII. Первое исп. в Берлине симфонии No 2. 1896. - 16 III. Первое исп. «Песен странствующего подмастерья» в Берлине. 1897. - Первая гастрольная поездка в Россию (Москва). - Начало работы в качестве директора и дирижёра Венского оперного театра. 1901. - Первое исп. «Жалобной песни» в Вене. - 25 XI. Первое исп. в Мюнхене симфонии No 4. 1902. - Женитьба М. на Альме Шиндлер. - III. Вторая поездка М. в Россию (Петербург). - 9 VI. Первое исп. симфонии No 3 в Крефельде. 1904. - 18 X. Первое исп. симфонии No 5 в Кёльне. 1905. - Первое исп. «Песен об умерших детях» в Вене. 1906. - 27 V. Первое исп. симфонии No 6 в Эссене. 1907. - Усиление конфликта с частью персонала Венского придв. оперного театра, травля со стороны реакц. прессы. - XII. Уход с поста директора Венского оперного театра. - Третья поездка в Россию (Петербург). 1908. - Работа в качестве дирижёра театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (до марта 1909). - 19 IX. Первое исп. симфонии No 7 в Праге. - Создание «Песни о земле» (первое исп. 20 XI 1911 в Мюнхене). 1909. - С 31 III. Работа в качестве дирижёра Нью-Йоркского филармонич. оркестра (до 1911). - Создание симфонии No 9 (первое исп. 26 VI 1912 в Вене). 1910. -12 IX. Первое исп. симфонии No 8 в Мюнхене. - Работа над симфонией No 10, оставшейся незавершённой (1-я часть впервые исп. 14 X 1924 в Вене). 1911. - II. Тяжёлая болезнь, М. перевезён для лечения в Париж, затем в Вену. - 18 V. Смерть композитора. Соч.: [юношеские произв. (при жизни М. не публиковались, частично сохранились в автографах) - оперы (либретто и эскизы) - Герцог Эрнст Швабский (Herzog Ernst von Schwaben, 1877-78), Рюбецаль (Rübezahl, 1879-83), Аргонавты (Die Argonauten, 1880); симфонии (фрагменты) - Консерваторская симфония (1877), симфония a-moll (1882-83), Северная симфония (или сюита, 1882): для ансамбля инструментов - фрагменты квартетов для фп. и струнных (два - 1876, 1879), фрагменты квинтета для фп. и струнных (1875-78), соната для скр. и фп. (1876); для фп. - пьесы (1875), сюита (1875-78); песни - фрагменты двух песен, в т.ч. Чудесным светлым майским днём (Im wunderschönen Monat Mai, сл. Г. Гейне, 1876-79), песни для тенора и фп. па сл. М.: Весною (Im Lenz), Зимняя песня (Winterlied), Майский танец (Maitanz im Grünen, все - 1880); музыка к живым картинам - Трубач из Зёккингена (Der Trompeter von Säkkingen, сл. Й. Шеффеля, 1882-84), Три Пинто (Drei Pinto, опера К. М. Вебера, закончена М. по сохранившимся эскизам, 1887)]; для хора с орк. - Жалобная песня (Das klagende Lied для сопрано, альта, тенора, смеш. хора и орк., 1878-80, 2-я ред. 1888, окончат. ред. 1898-99); симфонии - No 1 (D-dur, 1884-88), No 2 (c-moll, для сопрано, контральто, смеш. хора и орк., 1888-94), No 3 (d-moll, для контральто, жен. хора, хора мальчиков и орк., 1895-96), No 4 (G-dur, для сопрано и орк., 1899-1901), No 5 (cis-moll, 1901-02), No 6 Трагическая (a-moll, 1903-04), No 7 (e-moll, 1904-05), No 8 (Es-dur, для 3 сопрано, 2 контральто, тенора, баритона, баса, хора мальчиков, 2 смеш. хоров и орк., 1906), Песня о земле (Das Lied von der Erde, симфония для тенора, контральто или баритона и орк., на тексты кит. поэтов 8 в. н.э., 1907-08), No 9 (D-dur, 1909), No 10 (Fis-dur, не оконч.); вок. циклы - Четырнадцать песен и напевов юношеских лет (Vierzehn Lieder und Gesänge. Aus der Jugendzeit, для голоса с фп., сл. Р. Леандера, Тирсо де Молина, нар. тексты из «Волшебного рога мальчика», 1880-92), Песни странствующего подмастерья (Lieder eines fahrenden Gesellen, для голоса с орк., сл. М., 1883-84), 12 песен из «Волшебного рога мальчика» (Zwölf Lieder aus «Des Кnaben Wunderhorn», для голоса с орк., 1892-1895), Семь песен последних лет (Sieben Lieder aus letzter Zeit, для голоса с орк., сл. из «Волшебного рога мальчика» и Рюккерта, 1899-1903), Песни об умерших детях (Кindertotenlieder, для голоса с орк., сл. Рюккерта, 1901-04). Издания соч. М.: Gustav Mahler. Sämtliche Werke. Кritische Gesamtausgabe. Hrsg. von der Internationalen Gustav Mahler Gesellschaft, [Bd 1-7, 9-11], Bdpst, 1967-; Gustav Mahler. Symphoniс movement. Blumine, Pennsylvania, 1968; Das klagende Lied, W., 1898; Lieder eines Fahrenden Gesellen, W., 1897; Lieder aus «Des Кnaben Wunderhorn», Bd 1-2, W., [s. a.]; Кindertotenlieder, Sieben Lieder aus letzter Zeit, Partituren, Lpz., 1905; Lieder und Gesänge, H. 1-3, Mainz, [s. a.]. Факсимильные издания муз. рукописей: Gustav Mahler X. Symphonie, Faksimile nach der Handschrift, hrsg. von Erwin Ratz,Münch., 1967; Gustav Mahler IX. Symphonie. Partiturentwurf der ersten drei Sätze, Faksimile nach der Handschrift, hrsg. von E. Ratz, W., 1971. Указатели: Gustav Mahler. Verzeichnis der Werke, W., 1958. Письма: G. Mahler. Briefe (1879-1911). Hrsg. von Alma Maria Mahler, В. - W. - Lpz., 1924; Mah1er A. M., Gustav Mahler. Erinnerungen und Briefe, Amst., 1940, W., 1949. |