МАРЕ (Marais) Марен (31 III 1656, Париж - 15 VIII 1728, Мант, близ Парижа) - франц. гамбист и композитор. Начальное муз. образование получил в парижской церкви Сент-Шапель, где был певчим в хоре. В детстве начал заниматься игрой на гамбе. Первым учителем М. считается известный гамбист Отман. Позже занимался у Сент-Коломба. По композиции брал уроки у Ж. Б. Люлли, влияние которого проявилось в творчестве М. (первый сб. виольных пьес, изданный в 1686, посв. Люлли). После смерти Люлли (1687) М. - дирижер Парижской оперы, где пост. свои оперы «Алкид» (1693), «Ариадна и Вакх» (1696), «Альцина» (1706), «Семела» (1709). Впервые во Франции ввёл в оперный оркестр контрабас вместо контрабасовой виолы. Известность получил как блистательный гамбист и автор пьес для гамбы. Игра М. отличалась блеском, певучим красивым звуком. Он реконструировал инструмент, добавил к основным 6 струнам 7-ю (A1), применил металлическую обвивку 3 нижних струн. Основной жанр его композиторского творчества - сюита. Многие пьесы программны («Эхо», «Гитара», «Колокола», «Мельница», «Кузнечик», «Кошачий концерт» и др.). Широко известны его вариации на тему фолии. Написал своеобразные муз. эпитафии, посв. Сент-Коломбу, Ж. Б. Люлли и др. В произв. М. демонстрировались технич. и выразит. возможности гамбы, широкий игровой диапазон (3,5 октавы), виртуозная техника левой и правой руки, чередование звуков, извлекаемых смычком и щипком, вибрация, портаменто. Один из создателей ансамблевого жанра трио-пьесы - разновидности итальянского трио-сонаты (цикл этих пьес изд. в 1692). М. принадлежат 5 сб. пьес для одной и неск. гамб, в т.ч. с basso continuo (1686, 1701, 1711, 1717, 1725), и др. соч. Среди учеников - Э. К. Хес-се, по некоторым источникам, также К. д'Эрвелуа и Ф. А. Филидор. Сын M. - Rолан М. (1680-1750) - также гамбист-солист. В 1725 сменил отца в качестве придв. музыканта. Автор кн. «Новая музыкальная метода…» («Nouvelle methode de musique pour servir d'introduction aux auteurs modernes», 1711), 2 сборников пьес для гамбы («Pieces de violes», с basso continuo, [v.] 1-2, 1725-38). |