МАРИЧ (Maric) Любица (р. 18 III 1909, Крагуевац) - серб. композитор (Югославия). Чл. Серб. академии наук и искусств. По композиции училась у Й. Славенского в Белграде, Й. Сука (1929-32) и А. Хабы (1936-37) в Праге, Г. Шерхена в Страсбурге (1933); дирижированием занималась в консерватории, а также брала уроки у Н. А. Малько в Праге. В 1938-45 преподавала в муз. школе «Станкович» в Белграде. Была активной участницей нар.-освободит. борьбы в годы нем.-фашистской оккупации Югославии. С 1945 профессор (теоретич. предметы) Муз. академии в Белграде. В начало творч. деятельности под влиянием модернизма писала атональную и четвертитоновую музыку (гл. обр. камерно-инстр. соч.). В дальнейшем под воздействием изучения муз. фольклора и работ С. Мокраняца (в т.ч. его «Осмогласника» - сборника церк. правосл. песнопений) приблизилась к нац. традициям. В зрелых произв. М. сочетаются характерные особенности серб. фольклора с приёмами совр. техники письма. Произв. М. свойственно также использование элементов муз. архаики и старинного правосл. церк. пения («Музыка октоиха», «Византийский концерт»). Соч.: кантаты - Песни простора (Pesme prostora, 1956), Порог сна (Prag sna, для 2 солистов, чтеца и инстр. ансамбля, 1961); для орк. - Музыка для оркестра (1933), Пассакалья (1958), Музыка октоиха No 1 (Musica octoicha, 1958), Византийский концерт для фп. с орк. (1959); камерно-инстр. ансамбли - четвертитоновое трио для кларнета, тромбона и контрабаса (1937), струн. квартет (1931), квинтет для дух. инструментов (1932); соната для скр. с фп. (1948), Остинато на тему Октоиха для струн. квинтета, арфы и фп. (1963); для фп. - пьесы, в т.ч. Бранково коло (Brankovo Кolo, 1947), сюита для четвертитонового фп. (1937), Картина (Skica, 1945), этюды; соната для скр. соло (1930); Для голоса с фп. - Стихи из Горного венка (Stihovi iz Gorskog vijenca, также с орк., 1951), Волшебница (Carobnica, мелодич. речитация, 1964), Музыка для Сияющего слова (Muzika za Slovo svetlosti, разговорная оратория на тексты из средневековой серб. поэзии, 1966). |