МАРКС (Marx) Адольф Бернхард [15 V (по церк. записи) 1795, Галле - 17 V 1866, Берлин] - нем. историк и теоретик музыки, педагог, композитор. Обучался музыке у Д. Г. Тюрка в Галле, где основал (совм. с К. Лёве и др.) муз. кружок Marxscher Quartett, устраивавший вечера камерной музыки. Изучил право и служил при суде в Наумбурге. С 1820 - в Берлине, где совершенствовался в обл. композиции у К. Ф. Цельтера. В 1824 основал «Берлинскую всеобщую музыкальную газету» («Berliner Allgemeine Musikalische Zeitung», издавал и редактировал до 1830), в которой отстаивал прогрессивные взгляды, противостоявшие консервативным позициям «Всеобщей музыкальной газеты», издававшейся в Лейпциге. Под руководством М. газета сыграла большую роль в борьбе за верную оценку творчества И. С. Баха, Л. Бетховена и др. классич. мастеров. С 1828 преподавал историю и теорию музыки в Берлинском университете (с 1830 профессор), где содействовал организации систематич. муз. образования. В 1850 вместе с Т. Куллаком и Ю. Штерном основал Берлинскую консерваторию (т. н. консерваторию Штерна), преподавал в ней композицию до 1856. М. - автор известного учебника композиции («Die Lehre von der musikalischen Кomposition», Bd 1-4, Lpz., 1837-47; переиздан в переработке X. Римана, 1887-90), по которому занимались мн. поколения музыкантов в Германии и др. странах, а также первой научно обоснованной монографии о Л. Бетховене. В своих теоретич. взглядах М. исходил из философии Г. Гегеля. Он отстаивал идею развития в музыке, считая, что каждое произв. следует рассматривать в свете взглядов и понятий своего времени, а не по масштабам прошлого. В искусстве раскрывается, как он утверждал, не только личность художника, но также «идеи и дух народа и эпохи». Высоко ценя творчество классич. мастеров прошлого, М. вместе с тем поддерживал и отстаивал некоторые из новых тенденций музыки 19 в. Был одним из виднейших теоретиков и пропагандистов программного симфонизма. С М. во многом сближался В. В. Стасов, называвший его гениальным муз. писателем. Как композитор (оперы, оркестровые и фп. соч., оратории, кантаты, хоры, песни) М. был последователем классич. традиций. Лит. Соч.: Die Кunst des Gesanges, theoretisch-praktisch, B., 1826; Ьber Malerei m der Tonkunst. Ein MaigruЯ an die Кunst-philosophen, В., 1828; Allgemeine Musiklehre, Lpz., 1839 (рус. пер. - Всеобщий учебник музыки, СПБ, 1872, М, 1893); Die alte Musiklehre im Streit mit unserer Zeit, Lpz., 1841; Die Musik des 19. Jahrhunderts und ihre Pflege. Methode der Musik, Lpz., 1855, Ludwig van Beethoven. Leben und Schaften, Bd 1-2, B., 1859; Glück und die Oper, Tl1-2, В., 1863; Anleitung zum Vortrag Beethovenscher Кlavierwerke, В., 1863; Erinnerungen. Aus meinem Leben, Bd 1-2, В., 1865; Das Ideal und die Gegenwart, Jena, 1867; и др. МАРКС (Marx) Йозеф (11 V 1882, Грац - 3 IX 1964, там же) - австрийский композитор и муз. критик. Изучал историю искусства и философию в университете Граца. В 1914-1924 преподавал теорию музыки и композицию в Венской муз. академии. В 1925-27 ректор Высшей муз. школы в Вене. В 1927-30 преподавал композицию в уч. заведениях Анкары. Выступал с муз.-критич. статьями. Широкое признание принесли М. песни для голоса с фп. (всего ок. 150), написанные под влиянием X. Вольфа и отчасти франц. импрессионистов. К числу высших достижений М. относится и вок. цикл с оркестром «Просветлённый год» («Verklärtes Jahr», 1932). Определяя свой творч. стиль, М. называл себя «романтическим реалистом». Мастерством муз. колорита отмечены оркестровые соч. М., посв. воссозданию картин природы: «Осенняя симфония» (1922), «Весенняя музыка» (1925), «Северная рапсодия» («Нордландская», 1929), «Осенний праздник» (1945), «Castelli romani» для фп. с оркестром (1931), а также «Весенняя соната» для скрипки и фп. (1948), некоторые хоры. Тонкое чувство стилизации проявил М. в «Романтическом концерте» для фп. с оркестром (1920), «Старовенских серенадах» для оркестра (1942), струн. квартетах «В античном стиле» (1938), «В классическом стиле» (1941) и др. Среди учеников М. - И. Н. Давид и А. Мелихар. Почётный профессор университета в Граце (1947). Почётный чл. АН Австрии. Президент Австр. CК. Лит. соч.: Ьber die Funktion von Intervall, Harmonie und Melodie beim Erfassen von Tonkomplexen, 1909 (Diss., рукоп.); Welche Gesetzmäβigkeiten begreift die Musiktheorie unter der Tonalität, 1934 (рукоп.); Harmonielehre, W., 1934; Кontrapunktlehre, W., 1935; Betrachtungen eines romantischen Realisten, W., 1946. |