МАРМОНТЕЛЬ (Marmontel) Антуан Франсуа (16 VII 1816, Клермон-Ферран - 15 I 1898, Париж) - франц. пианист и педагог. С 1827 учился игре на фп. у П. Циммермана, композиции - у Ж. Ф. Галеви и Ж. Ф. Лесюэра в Парижской консерватории. М. - один из крупнейших представителей франц. нац. школы фп. педагогики 2-й пол. 19 в. В 1848-87 профессор Парижской консерватории по классу фп. Среди учеников М. - Ж. Бизе, Э. Гиро, Ю. Венявский, К. Дебюсси, Л. Дьемер, В. д'Энди, М. Лонг, А. и Э. Дювернуа, Ф. Планте. М. подчинил своё композиторское творчество (сонаты, ноктюрны, миниатюры для фп.) педагогич. целям; получил известность как автор многочисл. инструктивных соч. для фп., в т.ч. этюдов (широкой популярностью пользовались его этюды ор. 9, 25, 45, 62, 80, 85). М. принадлежат «Начальная школа техники и стиля» («Ecole йlementaire de mecanisme et de style», 24 этюда, op. 6, P., 1847), «Школа техники» («Ecole de mecanisme», op. 105, 106, 107, P., 1875, 1882, 1887), сб. 50 салонных этюдов («50 йtudes de salon», op. 108, P., 1874); «Искусство чтения с листа» («L'art de dechiffrer», op. 20, P., 1862); «Искусство чтения с листа в 4 руки» («L'art de dechiffrer а 4 mains», op. 111, P., 1862, 1872). Соч.: L'art classique et moderne du piano, P., 1876 (pt. 1 - Conseils d'un professeur sur l'enseignement technique et l'esthetique du piano; pt. 2 - Vademecum du professeur de piano. Catalogue graduй et raisonnй des meilleures methodes de piano, P., 1876, 1907); Les pianistes celebres, P., 1878; Symphonistes et virtuoses, P., 1881; Virtuoses contemporains, P., 1882; Histoire du piano et de ses origines, influence de sa facture sur le style des compositeurs et des virtuoses, 1885 (итал. пер. - Storia del pianoforte, Mil., 1904). МАРМОНТЕЛЬ (Marmontel) Жан Франсуа (И VII 1723, Бор-Лез-Opг, деп. Коррез - 31 XII 1799, Абловиль, департамент Эр) - франц. драматург, писатель, либреттист, лит. и муз. критик. Чл. Ин-та Франции (1763), с 1783 его постоянный секретарь. Автор трагедий в духе Вольтера. Известность завоевал «Нравоучительными рассказами» («Contes moraux», v. 1-2, P., 1761), в которых чувствительность сюжета сочетается с фривольностью изложения. На основе этих рассказов написал либр. комич. опер «Люсиль» (1769) и «Сильвен» (1770) А. Гретри. Ему принадлежат также либр. мн. опер и балетов Ж. Ф. Рамо, Н. Пиччинни, Ф. А. Филидора, Н. А. Цингарелли. М. внёс значит. изменения в традиц. построение оперного либретто (сократил число актов с 5 до 3, ввёл в текст песенные номера). По его роману «Инки» («Les incas», 1777) написаны оперы «Кора и Алонсо» И. Г. Наумана (1782) и «Алонсо и Кора» Э. Мегюля (1791). Как муз. критик М. был сторонником итал. музыки, возглавлял во Франции лагерь «пиччиннистов»; в «Очерке о революции в музыке во Франции» выступил с резкими нападками на К. В. Глюка и его оперную реформу. В «Энциклопедии», созданной под рук. Д. Дидро, помещены статьи М. «Критика», «Декламация» и др. Соч.: OEuvres completes, v. 1-17, P., 1787; Essai sur les revolutions de la musique en France, P., 1777. |