МАРШНЕР (Marschner) Генрих Август (16 VIII 1795, Циттау - 14 XII 1861, Ганновер) - немецкий композитор и дирижёр. В 1811-16 обучался композиции у И. Г. Шихта. В 1827-31 дирижёр в Лейпциге. В 1831-59 придв. капельмейстер в Ганновере. Как дирижёр боролся за нац. самостоятельность нем. музыки. В 1859 вышел в отставку в звании генерал-музик-директора. Виднейший представитель раннего этапа муз. романтизма, один из популярнейших нем. композиторов своего времени, М. развивал традиции К. М. Вебера, явился одним из предшественников Р. Вагнера. Оперы М. основаны преим. на ср.-век. сюжетах и нар. сказаниях, в которых реалистич. эпизоды переплетаются с элементами фантастики. Близкие по форме к зингшпилю, они отличаются стройностью муз. драматургии, стремлением к симфонизации орк. эпизодов, психологич. трактовке образов. В ряде произв. М. широко использует фольклорные мелодии. К лучшим оперным соч. композитора относятся «Вампир» (пост. 1828), «Храмовник и еврейка» (пост. 1829), «Ханс Гейлинг» (пост. 1833). Кроме опер, при жизни М. широкую популярность получили его песни и муж. хоры. Соч.: оперы (даты пост.) - Сайдар и Зулима (1818), Лукреция (1826), Невеста сокольничьего (Des Falkners Braut 1830), Замок на Этне (Das SchloЯ am Дtna, 1836), Бебу (1838), Король Адольф Нассауский (Кaiser Adolph von Nassau, 1845), Аустин (1852), Хьярне, король пения (Sangeskönig Hiarne, 1863); зингшпили, в т.ч. Der Holzdieb (1823); балет - Гордая крестьянка (Die Stolze Bäuerin, 1810); для орк. - 2 увертюры; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 7 фп. трио, 2 фп. квартета и др.; для фп., в т.ч. 6 сонат; музыка к драм. спектаклям. |