МАРТИНИ (Martini) Джованни Баттиста (Джамбаттиста) (24 IV 1706, Болонья - 3 VIII 1784, там же) - итал. теоретик и историк музыки, капельмейстер, педагог, певец, скрипач и клавесинист. Игре на скрипке учился у отца - скрипача Антонио Мария М., на чембало и пению - у А. Предьери. Занимался также пением под рук. Ф. А. Пистокки, контрапункт изучал у Дж. А. Риччери, церк. музыку у Дж. Перти. С 1721 францисканский монах (отсюда прозвище Падре Мартини - отец Мартини), с 1725 капельмейстер церкви Сан-Франческо в Болонье, с 1729 священник. Был членом и фактич. руководителем Филармонической академии (Accademia Filarmonica) в Болонье и членом академии «Аркадия» в Риме. Разносторонне образованный музыкант и учёный, М. сыграл большую роль в развитии итал. муз. науки 18 в., получил известность в Европе как муз. теоретик и педагог. Большое значение имел написанный им учебник контрапункта, представляющий собой собрание нотных образцов с обширными комментариями. В нём отразилось стремление М. построить изучение строгой полифонии не на схоластич. основе, а опираясь на художеств. практику полифонич. искусства, возродить традиции творчества Палестрины и др. классиков вок. полифонии. М. написал также «Историю музыки» («Storia della musica») - первый фундаментальный труд в этой области (три тома охватывают древние эпохи и античность, четвёртый том, посвящённый раннему средневековью, не завершён и остался в рукописи). У М. учились И. К. Бах, Н. Йоммелли, В. А. Моцарт и др. Переписка М. с Ч. Бёрни, И. Кванцем, П. Метастазио, Й. Мысливечеком, Ж. Ф. Рамо, Дж. Тартини и др. свидетельствует о большом авторитете, которым он пользовался у современников. М. собрал уникальную муз. б-ку, хранящуюся в Муз. лицее в Болонье (частично в придв. б-ке в Вене). Автор мн. муз. произв. в разл. жанрах (оперы, оратории, мессы, мотеты, симфонии, сонаты для органа, клавесина и др.). Соч.: Regola aglei [per gli] organisti per accompagnare il canto fermo, Bologna, 1756; Storia della musica, t. 1-3, Bologna, 1757-81; Dissertatio de usu progressionis geometricae in musica, Bologna, 1767; Esemplare ossia saggio fondamentale pratico di contrapunto sopra il canto fermo, t. 1-2, Bologna, 1774-75; Seria cronologica de principi dell' Academia dei Filarmonici di Bologna, Bologna, 1776. |