МАСЛОВ Александр Леонтьевич [30 VIII (11 IХ) 1876, с. Благовещенское, ныне Орловской обл. - 12(25) X 1914, под Люблином] - рус. фольклорист, исследователь нар. музыки, педагог, муз. писатель. В 1895 - 1902 учился в муз.-драм. уч-ще при Моск. филармонич. обществе (по классам тромбона и теории музыки). Один из активных чл. Музыкально-этнографической комиссии (с 1901); участник этнографич. экспедиций в Архангельскую, Саратовскую, Симбирскую, Самарскую губернии. В 1901-07 сотрудничал в «Рус. музыкальной газете». С 1907 преподавал в Моск. народной консерватории. В 1908-12 издавал и редактировал журн. «Музыка и жизнь». Участвовал в организации этнографич. концертов, где исполнялись (в его гармонизации) записанные им песни. В последние годы жизни работал над исследованием белорус. песен, записывал народные мелодии в Могилёвской и Смоленской губерниях. Автор книг и статей, посвященных проблемам народной музыки. Соч.: Музыкальное творчество поморов, «РМГ», 1901, No 47-48; Кирша Данилов и его напевы, там же, 1902, No 43; Калики перехожие на Руси и их напевы, там же, 1904, No 2-3 (отд. оттиск, СПБ, 1905); Церковная и светская музыка в России и народное творчество, там же, 1905, No 1-2; Влияние народной музыки на творчество русских композиторов, «Музыка и жизнь», 1908, No 1-2; Иллюстрированное описание муз. инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее в Москве, М., 1909 (сост.); Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад, М., 1910; Опыт руководства к изучению русской народной музыки, М., 1911. МАСЛОВ Фёдор Иванович [р. 26 XII 1910 (8 I 1911), с. Покровское, ныне Атяшевского р-на Морд. АССР] - советский композитор, хор. дирижёр. Засл. деят. искусств РСФСР (1967). Чл. КПСС с 1939. В 1932-36 учился на муз. рабфаке при Моск. консерватории у А. А. Давиденко и В. А. Белого, в 1936-41 в этой консерватории по классу Б. С. Шехтера и В. Я. Шебалина. Был худ. рук. ансамблей песни и пляски 2-го Белорус. фронта (1944-45), Северной группы войск (1945-47), Моск. округа ПВО (1949-55), Воронежского рус. нар. хора (1964-68) и др. Гл. место в его композиторском творчестве занимают песни для нар. хоров. Их отличают строгость стиля, стройность структуры. Соч.: оперетта - Король Шутов (совм. с Н. П. Будашкиным, Хабаровский театр музкомедии, 1959); для хора а сappе11а - Семнадцатый год (1957); для хора с фп. - Смоленская сюита (1954), Славица Ленину (1959); для хора и орк. нар. инстр. - Поэма о Ленине (1970, на сл. В. В. Маяковского и др.), Песнь о целине (1963); для нар. хора - Колхозная-застольная (1948), Зацветут сады над Волгой (1949), Песня партизан (1954), Приезжал в деревню Ленин (1955), Королева полей (1959), В честь да во славу (I960); для голоса с фп. - вокальные циклы: 1905 год (1955), Купите Голландию! (1965), Фронтовая тетрадь (1970), Горькое время - горькие песни (1971, на сл. Н. А. Некрасова) и др. |