МАССНЕ (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик (12 V 1842, Монто, близ г. Сент-Этьенн - 13 VIII 1912, Париж) - французский композитор. Чл. Ин-та Франции (1878). Род. в семье инженера, директора завода. В 1852-63 учился (с перерывом) в Парижской консерватории (по композиции у А. Тома). В 1863 получил Рим. пр. за кантату «Давид Риццио»; 1864-65 провёл в Риме. После поездок по Италии, Германии и Австро-Венгрии в нач. 1866 вернулся в Париж, всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1878-96 профессор Парижской консерватории. Среди его учеников - А. Брюно, П. Видаль, Ш. Кеклен, Г. Пьерне, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантье, Ф. Шмитт, Э. Шоссон, Дж. Энеску. Из ранних соч. М. примечателен цикл романсов «Апрельская поэма» (1866), где уже формируются черты присущей композитору мечтательной любовной лирики. Эти же образы развивают вок. циклы «Поэма воспоминаний», «Октябрьская поэма» (оба 1871). Как оперный композитор М. дебютировал комич. оперой «Двоюродная бабушка» (1867). Значит. веха его оперного творчества - опера «Дон Сезар де Базан» (1872). В соч. 70-х гг. (музыка к антич. поэме «Эринии» Ш. Леконта де Лиля, 1873; оратория-опера «Мария Магдалина», 1873; мистерия «Ева», 1875, и др.) наблюдается дальнейшее становление его драм. и чувствит. лирики. Большой успех имела лирико-экзотич. опера «Король Лахорский» (1877). Характерная для М. лиризация духовных сюжетов проявилась также в оратории «Богородица» (1880) и опере «Иродиада» (1881). Вершина оперного творчества М. - «Манон» (1884) и «Вертер» (1886), прочно вошедшие в мировой репертуар. В них с наибольшей полнотой раскрылось оригинальное лирическое дарование композитора. Среди других опер М. - «Эсклармонда» (1889) с чертами вагнеровской любовной экзальтации; «Таис» (1894), отличающаяся мелодич. богатством (особенно популярной стала мелодия «Размышления» из этой оперы); «Наваррка» (1894), следующая образцам веристских драм; «Сафо» (1897), представляющая собой попытку претворить средствами оперной драматургии образы совр. бытового романа; «Жонглёр богоматери» (1902), необычная господством жанровых элементов и отсутствием жен. ролей; «Ариадна» (1906), являющаяся своеобразной попыткой стилизованного претворения античности; «Дон Кихот» (1910) в жанре «героич. комедии» и др. Нек-рые из них (особенно «Жонглёр богоматери» и «Дон Кихот», последняя также благодаря участию Ф. И. Шаляпина) имели значительный успех. В ряде оперных произв., вопреки своему лирич. таланту, М. стремился к импозантности, грандиозности, пышности, выражению бурных страстей. М. оставил обширное творч. наследие (в частности, уже после его смерти были поставлены оперы «Панург», «Клеопатра», «Амадис»). Он писал также балеты («Куранты», «Цикада», «Тореро»), существ. место занимает музыка к спектаклям драм. театра. Мировой известностью пользуется «Элегия» из музыки к антич. поэме Ш. Леконта де Лиля «Эринии». Одна из самых сильных сторон музыки М. - мелодия. Критика справедливо отмечала гибкость его «мелодической речи», сочетающей декламационность с напевностью. Мелос М. чутко следует за текстом и передаёт быстрые переходы от сосредоточенности или нерешительности к эмоциональным порывам. По словам А. Брюно, М. «показал себя выдающимся выразителем любви и создал язык нежности, не похожий ни на какой другой. Мелодию Массне узнаешь среди тысяч. Ей свойственны проникновенная чувствительность, волнующая чувственность, гибкая грация…». М. начал культивировать «блики» аккордов, однако благодаря чётким кадансам (особенно доминантовым) в его музыке отсутствует импрессионистский колорит. Чуткий оркестратор, он находил особые орк. краски в аккомпанементе сольному пению, в сопровождении виртуозно-блестящих ансамблей. Музыка М. отличается интонац. богатством, включает разд. образцы фольклора, стилистич. элементы разных эпох. Во многом творчество М. явилось историч. звеном, соединяющим лирич. оперу Ш. Гуно и А. Тома с импрессионизмом. Музыку М., примечательную обилием тонких оттенков, зыбких нюансов и переходов, черт недосказанности, высоко ценил К. Дебюсси. М. был одним из виднейших представителей франц. лирической оперы. Он оказал значит. влияние на франц. музыку. По меткому выражению Ф. Пуленка, «каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец - частицу Верди и Пуччини». Соч.: оперы - Двоюродная бабушка (La grande tante, 1867, «Опера комик», Париж), Кубок фульского короля (1869, не пост.; музыка использована для ораторий и 3-го д. оперы Король Лахорский), Дон Сезар де Базан (по комедии П. Дюмануара и А. Ф. д'Эннери, 1872, «Опера комик», Париж), Король Лахорский (Le roi de Lahore, 1877, «Гранд-Опера», Париж), Иродиада (по мотивам Г. Флобера, 1881, театр «Де ла Монне», Брюссель), Манон (по роману «История кавалера де Грие и Манон Леско» Прево, 1884, «Опера комик», Париж), Сид (по трагедии П. Корнеля, 1885, «Гранд-Опера», Париж), Вертер (по роману «Страдания молодого Вертера» Гёте, 1886, пост. 1892, Придворная опера, Вена), Эсклармонда (по рыцарскому роману 13 в., 1889, «Опера комик», Париж), Маг (1891, «Гранд-Опера», Париж), Таис (по роману А. Франса, 1894, там же), Портрет Манон (1894, «Опера комик», Париж), Наваррка (1894, «Ковент-Гарден», Лондон), Сафо (по пьесе А. Доде, 1897, «Опера комик», Париж), Золушка (по сказке Ш. Перро, 1899, там же), Гризельда (по новелле Дж. Боккаччо, 1901, там же), Жонглёр богоматери (Le Jongleur de Notre-Dame, 1902, Монте-Карло), Амадис (1902, пост. 1922, там же), Керубино (1905, Монте-Карло), Ариадна (1906, «Гранд-Опера», Париж), Тереза (на сюжет из эпохи Великой франц. революции, 1907, Монте-Карло), Вакх (Bacchus, 1909, «Гранд-Опера», Париж), Дон Кихот (по одноим. роману М. Сервантеса и комедии «Кавалер с длинной фигурой» Ж. ле Лоррена, 1910, Монте-Карло), Рим (Roma, по роману А. Пароди, 1912, там же), Панург (по мотивам Ф. Рабле, 1913, театр «Гёте», Париж), Клеопатра (1914, Монте-Карло); балеты - Куранты (Le carillon. Das Glockenspiel, 1892, Придворная опера, Вена), Цикада (La cigale, дивертисмент, 1904, «Опера комик», Париж), Торреро (Espada, 1908, Монте-Карло); оперетты - Восхитительный Бель-Буль (L'adorable Bel-Boul, Париж), Беранжера и Анатоль (комедия, 1876, Париж); оратории - Мария Магдалина (священная драма, 1873, театр «Одеон», Париж; как опера пост. 1903, Ницца), Ева (мистерия, 1875), Богородица (La Vierge, библейская легенда, 1880), Обетованная земля (La terre promise, по библейскому тексту, 1900); кантаты - Давид Риццио (1863), Фламандская свадьба (Une noce flamande, 1866), Мир и свобода (Paix et libertй, 1867), Нарцисс (античная идиллия, 1878), Вспомните, Мария (Souvenez-vous, Marie, духовная кантата, 1880), Библис (1886), Песни из лесов Амаранты (Chansons des bois d'Amaranthe, 1901); для орк. - Большая концертная фантазия на темы «Пророка» Дж. Мейербера (1861), сюита Помпейя (1866), фантазии Фламандская свадьба (La noce Flamande) и Возвращение каравана (Le retour d'une caravane, обе 1867), 7 сюит (op. 13, 1865; Венгерские сцены, 1871; Драматические сцены, 1873; Живописные сцены, 1874; Неаполитанские сцены, 1876; Феерические сцены, 1879; Эльзасские сцены, 1881), 3 увертюры (Концертная, 1863; Федра, 1873; Брюмер, 1899), симф. поэма Видения (Visions, 1890); для инструментов с орк. - Фантазия для влч. (1897), пьеса для 2 скр. (Les Grands violons du roi, 1900), концерт для фп. (1903); камерно-инстр. ансамбли - 2 пьесы для скр. и фп., струн. квартет, Интродукция и вариации для 10 инструментов; фп. пьесы; для голоса и фп. - ок. 200 романсов и песен (изд. в 6 тт.), в т.ч. Если бы Вы хотели мне сказать (Si vous vouliez bien me dire, посв. Ф. И. Шаляпину), вок. циклы Апрельская поэма (сл. П. А. Сильвестра, 1866), Поэма воспоминаний (сл. его же, 1871), Октябрьская поэма (сл. П. Коллена, 1871), Пасторальная поэма (сл. Флориана и Сильвестра, 1874), Любовная поэма (сл. П. Робике, 1879), Зимняя поэма (сл. Сильвестра, 1882) и др.; музыка к спектаклям драм. театра - Эринии (антич. поэма Ш. Леконта де Лиля, по Эсхилу, 1873, театр «Одеон», Париж), Драма при Филиппе II (Ж. Порториша, 1875, там же), Жизнь богемы (Т. Барьера и А. Мюрже, 1876, там же), Гетман (П. Деруледа, 1877, там же), Собор Парижской Богоматери (по В. Гюго, 1875, «Т-р Наций», Париж), Федра (Ж. Расина, 1900, театр «Одеон», Париж), Сверчок на печи (Л. де Франмениля, по Ч. Диккенсу, 1904, там же), Плащ короля (Ж. Экара, 1907, театр «Порт-Сен-Мартен», Париж), Белоснежка и семь гномов (Ж. Дорцаль, по бр. Гримм, 1909, театр «Фемина», Париж), Иерусалим (Ж. Риволле, 1914, Монте-Карло), завершил и инструментовал оперу «Кассия» Л. Делиба (1893). Лит. соч.: Mes souvenirs, «Echo de Paris», 1911-12 (закончил К. Леру, R., 1912, на англ. яз. - My recollections, Boston, 1919). |