МАЙР (Mayr) Иоганн Симон (14 VI 1763, Мендорф, близ Регенсбурга - 2 XII 1845, Бергамо) - итальянский композитор. По национальности немец. Первоначальное образование получил у отца - Йозефа М., органиста в Мендорфе. Учился в иезуитской школе, с 1781 изучал теологию в университете в Ингольштадте; стал священником. С 1789 жил в Бергамо и учился у капельмейстера К. Ленци, затем в Венеции, где брал уроки у капельмейстера собора св. Марка Ф. Бертони. В 1791 начал композиторскую деятельность, написав неск. ораторий. В 1794 в театре «Фениче» (Венеция) была пост. его первая опера «Сафо». В дальнейшем М. сочинил св. 70 опер, пользовавшихся известностью в Италии, а также в Германии, в т. ч.: «Лодоиска» (1796, Венеция), «Аделаида» (1799, там же), «Женевьева Шотландская» (по поэме «Неистовый Роланд», 1801, Триест), «Алонсо и Кора» (1803, Милан), «Элиза» (1804, Венеция), «Медея в Коринфе» (1813, Неаполь), «Ифигения в Тавриде» (1817, Флоренция), «Федра» (1820, Милан). Оперы М. отмечены богатством мелодики, мастерством блестящей инструментовки, для его увертюр характерно широкое использование crescendo, M. использовал новые муз. средства, вводил новые звучания (эпизоды с концертирующей трубой, валторной, англ. рожком и др.). Партии в операх М. пели выдающиеся певцы 19 в. Дж. Давид, Н. П. Левассёр, Л. Л. Маркези и др. С 1805 преподавал композицию в муз. школе в Бергамо. У М. учился Г. Доницетти. М. писал также кантаты, мессы и др.; ему принадлежит ряд лит. соч., в т. ч. о творчестве Й. Гайдна. Соч.: Brevi notizie istoriche della vita e delle opere di G. Haydn, Bergamo, 1809; Cenni biografici di A. Capuzzi, Bergamo, 1819; Regolamento delle lezioni caritatevoli di musica, Bergamo, 1822; Osservazioni di un veechio suonatore di viola, Bergamo, 1835. МАЙР (Маyr) Рихард (18 XI 1877, Хендорф, близ Зальцбурга - 1 XII 1935, Вена) - австрийский певец (бас). Учился в Венском университете на медицинском ф-те. Студентом выступал в любительских концертах, по совету Г. Малера начал учиться пению. В 1898 был зачислен в Венскую консерваторию. В 1902 дебютировал в партии Гомеса де Сильва («Эрнани» Верди) в Венской гос. опере, куда был приглашён Малером. В 1924 выступал в театре «Ковент-Гарден» (Лондон) в партии барона Окса («Кавалер роз» Р. Штрауса), в 1927 - в «Метрополитен-опера» в партии Погера («Нюрнбергские мейстерзингеры»). Был неоднократным лауреатом Зальцбургских фестивалей. |