МЕЛЬЯК, Meйяк (Meilhac) Анри (21 II 1831, Париж - 6 VII 1897, там же) - франц. драматург и либреттист. Чл. Франц. академии (1888). Образование получил в лицее Луи ле гран. Творч. деятельность начал как писатель-юморист и художник, сотрудничая в парижских периодич. изданиях «Journal pour rire», «Vie parisienne». В 1856 написал первое сценич. произв. (комедия «Сарабанда кардинала»), в 1861 - оперное либретто «Королевское кафе» (музыка Л. П. Деффеса, «Т-р лирик», Париж). С 1860 началось содружество М. с Л. Галеви, продолжавшееся до 1880. Вместе с Галеви М. написал либретто мн. оперетт Ж. Оффенбаха: «Прекрасная Елена» (1864, театр «Варьете»), «Синяя Борода» (1866, там же), «Парижская жизнь» (т-р «Пале-Рояль», 1866), «Герцогиня Герольштейнская» (1867, театр «Варьете»), «Замок Тото» (1868, театр «Пале-Рояль»), «Перикола» (1868, театр «Варьете») и др. Комедии и водевили М. и Галеви «Атташе посольства» (1862, театр «Водевиль») положены в основу либретто «Весёлой вдовы» Легара, «Сочельник» - в основу оперетты «Летучая мышь» Й. Штрауса. Либретто М. и Галеви, так же, как и их комедии, отличаются непринуждённостью и живостью действия, чёткими сюжетными ситуациями, остроумием диалога, сатирич. остротой комедийных образов. Особое место в творчестве М. занимают либретто опер «Кармен» (1875, по новелле П. Мериме, совм. с Галеви, театр «Опера комик») и «Манон» (по роману А. Прево, совм. с Ф. Жилем, 1884, театр «Опера комик»). Соч.: Эликсир Корнелиуса (L'йlixir de Cornelius, совм. с К. Делавинем, муз. Э. Дюрана, 1868, театр «Фантези»), Вер-вер (Vert-Vert, совм. с Ш. Л. Э. Нюитте, музыка Ж. Оффенбаха, 1869, театр «Опера комик»), Маленький герцог (Le petit duc, совм. с Галеви, музыка Ш. Лекока, 1878, театр «Ренессанс»), Рип Ван Винкль (совм. с Жилем, музыка Р. Планкета, 1884, театр «Фоли драматик»), Мадемуазель Нитуш (совм. с А. Мийо, музыка Ф. Эрве, 1883, театр «Варьете»), Кассия (совм. с Жилем, музыка Л. Делиба, 1893, театр «Опера комик»), Панург (совм. с Сен-Альбеном, музыка Планкета, 1895, театр «Гете») и др. |