МЕЛЬГУНОВ Николай Александрович [весна 1804, Ливенский уезд, пыне Ливенский р-н Орловской обл. - 4(16) II 1867, Москва] - рус. писатель, муз. критик и композитор. Учился в Благородном пансионе Педагогич. института в Петербурге. С 1823 жил в Москве. Служил в Архиве коллегии иностр. дел (1824-34), входил в философский кружок «Общество любомудрия». Дом М. был одним из центров художеств. жизни Москвы (гл. место занимало музицирование, М. был хорошим пианистом). Один из инициаторов и организаторов концертов «Музыкального благородного собрания», М. в 1834 начал систематически выступать как муз. критик. Формированию его передовых муз. воззрений способствовала многолетняя дружба с М. И. Глинкой. В 1840-60 подолгу жил за границей, был связан с А. И. Герценом, с деятелями зап.-европ. литературы и искусства. Участвовал в устройстве концертов из произв. Глинки в Париже (1845), сообщил Г. Берлиозу сведения для его статьи о Глинке (помещена в «Journal des debats», 1845, 10 avril). M. занимался композицией (в 1832 были изд. его романсы и песни на сл. А. С. Пушкина, A. А. Дельвига и А. С. Хомякова). Муз.-критич. наследие М. невелико, но составляет важное звено в истории рус. муз. критики. Его статьи, изобилующие тонкими и проницат. суждениями, отмечены проф. подходом к муз. явлениям. Вслед за В. Ф. Одоевским М. выступил поборником нац. направления в рус. музыке, отстаивал самостоятельность русский композиторской школы. Его статью о Глинке (написана в 1836, ещё до пост. «Ивана Сусанина», но напечатана посмертно) одобрил B. В. Стасов. Однако в некоторых вопросах, занимая среднюю позицию между славянофилами и западниками, М. стремился к компромиссу между зап.-европ. и рус. музыкой. Понимая важность овладения муз. профессионализмом, М. поддерживал учреждение рус. консерватории. Особое внимание уделял он творчеству Л. Бетховена, Г. Берлиоза, некоторые его критич. оценки музыки Р. Вагнера были позднее развиты П. И. Чайковским и Н. А. Римским-Корсаковым. М. - автор повестей (под псевд. Н. Ливенский), путевых очерков, литературоведч. статей и др. Соч.: «Пан Твардовский…» А. Н. Верстовского, «Московский вестник», 1828, драм. прибавление No l (совм. с С. П. Шевыревым, С. Т. Аксаковым); О музыкальных вечерах г. Гебеля, «Молва», 1834, ч. 8, No 49; Музыкальная летопись, «Московский наблюдатель», 1835, ч. 1, кн. 1; Русские музыкальные новости из-за границы, «Москвитянин», 1844, ч. 5, No 10 (под псевд. Н. Л-ский); Берлиоз и его музыкальные произведения, «Московские ведомости», 1847, 3 апр. (под псевд. Л.); Из каких средств учредить русскую консерваторию музыки?, «Наше время», 1861, No 2; Концерты гг. Рубинштейна и Вагнера, там же, 1863, No 64, 72; Глинка и его музыкальные сочинения, [гл. 5], в ст.: Струговщиков А. Н., Михаил Иванович Глинка. Воспоминания, «Русская старина», 1874, кн. 4 (перепечатано в кн.: Ливанова Т., Протопопов В., Глинка, т. 2, М., 1955, с. 202-09). МЕЛЬГУНОВ Юлий Николаевич [30 VIII (11 IX) 1846, Ветлуга, ныне Горьковской обл. - 19(31) III 1893, Москва] - рус. пианист, муз. теоретик и фольклорист. В 1866 окончил Александровский (быв. Царскосельский) лицей. Игре на фп. обучался у А. Л. Гензельта и А. Дрейшока в Петербурге. С 1864 выступал как пианист. Ок. 1870 переехал в Москву, где нек-рое время занимался в консерватории в классе Н. Г. Рубинштейна. В 1875-76 изучал акустику и гармонизацию древних церк. напевов под рук. Ю. К. Арнольда. В Москве сблизился с нем. филологом и музыковедом Р. Вестфалем, стал последователем его теории муз. ритма. Результатом их совм. работы явилось изд. «10 фуг Баха» в редакции Вестфаля с предисл. М. «О ритмическом исполнении фуг Баха» (1878). С целью пропаганды своих взглядов на роль ритма в исполнении классич. музыки предпринял в 70-х гг. (вместе с Вестфалем) конц. поездку по Германии. Выступал также в городах России, Польши, Финляндии с Ф. Лаубом и К. Ю. Давыдовым. Гл. значение имеет деятельность М. как собирателя и исследователя рус. нар. песни. Его сборники «Русские народные песни непосредственно с голосов народа записанные» (вып. 1-2, 1879-85) открыли новую страницу в истории рус. муз. фольклористики, явившись первым опытом воспроизведения многогол. фактуры рус. нар. песни. В предисл. к 1-му вып. М. выдвинул идею о полифонич., подголосочном складе рус. хор. крестьянской песни, дал характеристику её самобытной ладовой основы, свободной от схем древнегреч. и ср.-век. ладов (в противоположность В. Ф. Одоевскому и А. Н. Серову). Он впервые применил запись разл. вариантов одного и того же напева, восстанавливая многогол. фактуру песни путём сведения вариантов в единое целое. В соответствии с этим М. приводит песенные напевы в виде таблицы вариантов напева (без подтекстовки), а затем в виде фп. изложения (с текстом). Наблюдения М. над подголосочной природой рус. хор. крестьянской песни получили в дальнейшем отражение в работах H. E. Пальчикова, Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина, В. М. Орлова, нашли подтверждение в фонографич. записях Е. Э. Линёвой и М. Е. Пятницкого. М. принадлежит предисл. и ред. сб. «Напевы Вологодской губернии, собранные М. Куклиным» (вып. 1, М., 1890). Соч.: Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные, вып. l - Для фортепьяно в 2 руки, вып. 2 - Переложение для фортепьяно в 2 руки П. Бларамберга, М., 1879-85; К вопросу о русской народной музыке. По ловоду новейших сборников народных песен, «Этнографическое обозрение», 1890, No 3; Записка о церковной музыке, читанная в заседании Московского общества любителей Церковного пения в мае 1883 года, в сб.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 1, М., 1906; О ритме и гармонии русских песен. Из посмертных бумаг Ю. Н. Мельгунова, там же; Элементарный учебник музыкальной ритмики, там же, т. 3, вып. 1, М., 1907. |