МЕЛЬНИКОВ Иван Александрович [21 II (4 III) 1832, Петербург - 25 VI (8 VII) 1906, там же] - русский певец (лирико-драматич. баритон). В 1850 окончил Коммерч. уч-ще. В 1861-66 брал уроки пения у Г. Я. Ломакина и пел в хоре «Бесплатной музыкальной школы», в 1866 совершенствовался в Италии у Э. Репетто. В 1867 дебютировал в Мариинском театре в партии Ричарда («Пуритане» Беллини); работал здесь до 1892 (в 1890-92 и как режиссёр). Талант М., одного из крупнейших представителей рус. вок.-сценич. школы, особенно полно раскрылся в операх П. И. Чайковского, A. C. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. М. участвовал в первых постановках спектаклей: «Каменный гость» Даргомыжского (1872, Дон Карлос), «Борис Годунов» (1874, заглавная партия); «Опричник» (1874, князь Вязьминский), «Кузнец Вакула» (1876, Бес), «Чародейка» (1887, князь Курлятев), «Пиковая дама» (1890, Томский) Чайковского, «Псковитянка» (1873, Токмаков), «Майская ночь» (1880, Каленик), «Князь Игорь» (1890, заглавная партия). Был выдающимся исполнителем партии Мельника. Обладал мощным ровным голосом, особенно сильным в верхнем регистре, ясностью дикции, выразительностью декламации, большим сценич. дарованием. Выступал также в операх зап.-европ. композиторов (Жермон, Риголетто, Эскамильо). В 1890 совм. с Ф. Ф. Беккером М. организовал любительский смешанный хор. Издал 3 сб. «Русских хоров» - для женских (1890), смешанных и мужских (оба в 1894) голосов. П. И. Чайковский посв. М. романс «Я с нею никогда не говорил». В 1869 концертировал в Лондоне. Соч.: Автобиография, «РМГ», 1906, No 29-30; Аделина Патти и Э. Ф. Направник. Отрывки из воспоминаний, СПБ, 1905. МЕЛЬНИКОВ Пётр Иванович (1870 - 28 XII 1940) - рус. режиссёр оперы. Сын И. А. Мельникова. В 1896- 1905 режиссёр Моск. частной русской оперы, в 1906-1909, 1913-14, 1919-21 - Большого театра, в 1909-1913, 1914-19, 1921-22 - Мариинского театра. Пост.: в Большом театре - «Руслан и Людмила» (1907), «Евгений Онегин» (1908), «Майская ночь» (1909), «Пиковая дама» (1918), «Тангейзер» (1919); в Мариинском театре - «Князь Игорь» (1909), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1910, 1918), «Хованщина» (совм. с Ф. И. Шаляпиным, 1911). В 1922 М. переехал в Ригу, где до 1932 работал в оперном театре; пост. здесь оперу «Жрица» («Вайделоте») Медыня (1927). В 1932-40 ставил спектакли в Милане («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», театр «Ла Скала») и др. городах. Спектакли М. отличались высокой постановочной культурой. |