МЕНЕСТРЕЛЬ (франц. menestrel, от позднелат. ministerialis - состоящий на службе; англ. - minstrel) - первоначально в ср.-век. Франции, Англии и др. странах лица, служившие у феодала или знатного сеньора и исполнявшие при нём какую-либо спец. обязанность (ministerium). M. - странствующий проф. музыкант-инструменталист и певец, находящийся в услужении у трубадура. В его обязанности входило исполнение песен своего патрона или сопровождение пения трубадура на струнном смычковом инструменте виеле. М. являлись носителями нар. муз. искусства, оказывали влияние на творчество трубадуров, придавали их произв. черты нар. песенности. Название «М.» часто распространялось на придворных и странствующих трубадуров. С 13 в. термин «М.» постепенно становится синонимом термина «трубадур», а затем - «жонглёр». В 13 в. уже существовали школы М., функционировавшие во время установленного церковью поста, когда выступления М. запрещались. Для защиты своих прав городские М. объединялись в «братства», подобно цеховым корпорациям ремесленников. В 1321 такое «братство», т.н. менестрандия, получило известность в Париже. Для того чтобы стать членом «братства», необходимо было выдержать специальный экзамен (принимались и женщины). В 1381 в Стаффордшире (Англия) сложилась корпорация М. под названием «Двор менестрелей», возглавлявшаяся «королём» М. С 14 в. М. называли и «оседлых» и бродячих музыкантов, выступавших в сельских местностях, на ярмарках. С кон. 14 в. М. - проф. музыканты, сочиняющие музыку для танцев и сопровождающие их игрой на инструменте. В 1407 М. получили патент от короля Карла VI, упрочивший их положение до кон. 18 в. Термин «М.» был возрождён в 19 в. поэтами романтич. школы. В. Скотт издал собр. нар. баллад «Менестрели шотландских окраин» («Minstrelsy of the scottish border», 1802-03), написал поэму «Песнь последнего менестреля» («Lay of the last minstrel», 1805). |