МЕТАСТАЗИО (Metastasio) Пьетро (наст. фам. Трапасси; Trapassi) (3 I 1698, Рим - 12 IV 1782, Вена) - итальянский поэт и драматург-либреттист. Сын папского солдата. В возрасте 15 лет написал первую трагедию. С 1719 жил в Неаполе, где брал уроки пения и композиции у Н. Порпоры. С 1730 придв. поэт (либреттист) в Вене. Пользовался мировой славой как автор текстов 27 опер-сериа (историч. и мифологических), пасторалей, серенад, кантат, придв. представлений. Почти все композиторы 18 в., работавшие в этих жанрах, писали музыку на его тексты, в т.ч. Л. Винчи, Н. Порпора, А. Кальдара, Г. Ф. Гендель, Дж. Перголези, Б. Галуппи, Л. Лео, Н. Йоммелли, Н. Пиччинни, А. Хассе, Й. Мысливечек, Дж. Паизиелло, К. В. Глюк, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, М. С. Березовский. Нек-рые его либретто использованы во мн. операх. Продолжая реформу оперы, начатую А. Дзено, М. выдвинул задачу согласования музыки и поэзии в оперном произв. Его «драмы для музыки» (dramma per musica) отмечены возвышенностью художеств. образов и тонкой передачей лирич. состояний героев. Их поэтич. язык отличается звучностью и чистотой слога, построение сюжета - искусной интригой и изяществом. Но персонажи его произв. лишены индивидуальной характеристики, действие мало динамично, форма стереотипна (резкое разграничение единообразной трёхчастной арии da capo и сухого речитатива). Оперная реформа композитора К. В. Глюка и либреттиста Р. Кальцабиджи ограничила влияние М. на муз. театр, но и в 1-й четв. 19 в. ещё появлялись новые оперы на его тексты. Неоднократно издавались полные собрания сочинений М., в т.ч. Tutte le opere, т. 1-5 (Милан, 1943-54). Среди популярных либретто М. - «Антигон», «Артаксеркс», «Покинутая Дидона», «Катон в Утике», «Александр в Индии», «Милосердие Тита», «Олимпиада», «Гипермнестра», «Узнанная Семирамида», «Ахилл на Скиросе», «Адриан в Сирии», «Аэций», «Деметрий», «Фемистокл». |