МЕТНЕР Александр Карлович [30 V (11 VI) 1877, Москва - 26 XI 1961, там же] - сов. альтист, дирижёр, композитор и педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). Брат Н. К. Метнера. В 1902 окончил Муз.-драм. училище Моск. филармонич. общества. занимался у В. Кеса (скрипка, дирижирование), Викт. С. Калинникова, А. А. Ильинского, Г. Э. Конюса (композиция). С 1902 концертировал, получил известность как альтист. Вёл классы скрипки и альта в Музыкально-драматич. училище (до 1907), в Синодальном уч-ще (1903-14) и др. учебных заведениях; чл.-основатель Народной консерватории (1906-17), в 20-е гг. преподавал в Обл. муз. техникуме, Муз. техникуме им. М. П. Мусоргского. В 1908 начал дирижёрскую деятельность (нар. концерты С. А. Кусевицкого, летние концерты в Сокольниках и Сестрорецке). В 1931-35 рук. оркестром учащихся рабфака и муз. техникума Моск. консерватории, выступал с этим оркестром, а также с оркестрами Радио и Большого театра в симф. концертах. Творч. жизнь М. была также связана с Камерным театром (Москва). В 1919 он был дирижёром его оркестра, с 1920 - гл. дирижёром и зав. муз. частью, выступал также как композитор, осуществил муз. оформление мн. постановок, в т.ч. «Святая Иоанна» Шоу (1924); «Розита» Глобы (1926), «Негр» О'Нила (1929), «Неизвестные солдаты» Первомайского (1932), «Дама-невидимка» Кальдерона (1945). Под рук. М. поставлены спектакли - оперетты «Жирофле-Жирофля» Лекока (1922) и «Сирокко» Половинкина (1928), пьеса Брехта с муз. Вейля «Опера нищих» (1930). Написал также музыку к ряду старинных водевилей. МЕТНЕР Николай Карлович [24 XII 1879 (5 I 1880), Москва - 13 XI 1951, Лондон] - русский композитор и пианист. В 1900 окончил Моск. консерваторию по классу фп. В. И. Сафонова (ранее учился у П. А. Пабста и В. Л. Сапельникова). Теорию музыки изучал под рук. А. С. Аренского и С. И. Танеева. Был удостоен почётного отзыва как пианист на Междунар. конкурсе композиторов и пианистов им. А. Г. Рубинштейна (1900, Вена). Концертировал в России, с 1904 - также за рубежом, исполняя преим. собственные соч. и отдельные произв. Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, П. И. Чайковского. Выступал в ансамбле с певицами М. А. Олениной-Д'Альгейм, М. А. Дейша-Сионицкой и др. В 1909-10 и 1915-21 был профессором Московской консерватории. В 1921 уехал за границу, гастролировал во Франции, Германии, Англии, Польше, а также США и Канаде (1924-25 и 1929-30). В 1927 приезжал в СССР, концертировал (программа из своих произведений) в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе. С 1936 жил в Англии, где его творчество пользовалось признанием. Находясь за рубежом, М. продолжал считать себя русским музыкантом и заявлял: «эмигрантом по существу никогда не был и не стану» (из письма П. И. Васильеву от 13 авг. 1931). Глубоко потрясло его нападение гитлеровской Германии на СССР: «…Москва переживается мною, как будто я нахожусь там, а не здесь» (из письма к И. Э. и Э. Д. Пренам от 27 окт. 1941). 5 июня 1944 он выступил в концерте в пользу Объединённого комитета помощи Сов. Союзу в Лондоне, где его музыка прозвучала рядом с соч. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича. В последние годы жизни М. вынужден был из-за болезни сердца отказаться от конц. выступлений. Творчество М. связано почти исключительно с камерными жанрами. Осн. место занимают камерные фп. и вок. произведения. Только в 3 концертах для фп. с оркестром он выходит за пределы камерных средств. Написал также Квинтет для фп. и смычковых инструментов, 3 сонаты и неск. небольших пьес для скрипки и фп. М. наряду с С. В. Рахманиновым и А. Н. Скрябиным - крупнейший мастер рус. фп. музыки нач. 20 в. С этими художниками М. роднит общий патетически приподнятый тон музыки, напряжённость экспрессии, склонность к резким эмоциональным контрастам, что Б. В. Асафьев охарактеризовал словами «повышенная эмоциональная температура». Источником душевной встревоженности и беспокойства у М. было смутное предчувствие назревающих социальных перемен. На экземпляре фп. пьесы «Отрывок из трагедии» (1904) рукой автора написано: «предчувствие революции». Вместе с тем творчеству М. присущи специфич. черты, определившие его своеобразное место в музыке 20 в. Романтич. взволнованность и острота лирич. чувства соединяются у него с суровым, сосредоточенным интеллектуализмом. Стремление к рационалистич. строгости и углублённости выражения было воспринято М. отчасти от Танеева. Но круг образов и настроений метнеровского творчества более ограничен и субъективен, отмечен печатью интимной камерности; с другой стороны, в нём нет той непосредств. общительности, открытости чувства, к-рая определила исключит. популярность и широту воздействия музыки Рахманинова - композитора, во многом близкого М. и связанного с ним долголетней дружбой. Сочетание классич. и романтич. традиций у М. часто давало повод сравнивать его с И. Брамсом (современники называли М. «русским Брамсом»). Он стремился опираться в своём творчестве на наследие В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Р. Вагнера. Резко отрицательно относился к новым течениям в музыке 20 в. Р. Штраус, по его словам, стоял «на последней черте музыки». Свой взгляд на судьбу музыки в совр. мире М. изложил в кн. «Муза и мода» (1935). Справедливо обличая явления духовного распада и оскудения в новейшем буржуазном искусстве, указывая на утрату им своего высокого идейного и нравственно-воспит. значения, М. не видел здоровых, позитивных начал, которые могли бы противостоять этому «модернистическому хаосу». Это привело его к пессимистич. выводу о гибели музыки. Демонстративное отстранение от всех новых исканий было причиной его творч. одиночества, особенно остро ощущавшегося композитором в последний период жизни. Несмотря на традиционализм, М. обладал очень определённой индивидуальной манерой муз. письма. Осн. стилистич. принцип его творчества заключался, по собств. определению композитора, в «сложности согласований» при простоте отд. элементов. Так, оставаясь в рамках тональной гармонии, он усложняет последования аккордов, допускает неожиданные сдвиги и отклонения. Сложность, изощрённость мелодии, высокая степень полифонизации фактуры придают его музыке характер «графичностн», преобладания рисунка над колоритом. В этом отношении М. связан с неоклассич. тенденциями, возникающими как реакция против красочных излишеств позднего романтизма и импрессионизма. М. не была чужда простая, безыскусств. мелодичность, иногда близкая интонационному строю рус. нар. песни. Но в ходе развития подобные мелодич. построения «обвиваются» у него сложной сетью фигурации и как бы растворяются в сплетении орнамент, линий. Излюбленными жанрами фп. творчества М. являются соната и сказка. Его 13 сонат очень разнообразны по форме и характеру музыки. М. свободно трактует сонатный цикл, отступая от обычного для классич. сонаты количества и расположения частей. В целом он следовал определившейся уже у романтиков тенденции к взаимопроникновению отд. элементов цикла и непрерывности развития. Полный 4-частный цикл содержит только соната f-moll op. 5 (самая ранняя). В остальных случаях число частей сокращается, разветвлённая система мотивно-тематич. связей (как в большой сонате e-moll op. 25 No 2) способствует их тесному сближению. Нек-рые сонаты имеют особые заголовки, связанные с образным строем музыки или жанровым характером произведений («Соната-элегия». «Соната-сказка», «Соната-баллада», «Соната-воспоминание», «Грозовая соната»). Широтой масштабов и драм. образностью музыки отличаются сонаты g-moll op. 22, e-moll op. 25. Поэтич. комментарием ко второй из них служит стихотворение Ф. И. Тютчева «О чём ты воешь, ветр ночной», взятое композитором в качестве эпиграфа. Известное сходство с нею есть в «Грозовой сонате» f-moll op. 53, к-рую M. назвал «самым современным» из своих соч., «ибо в ней отражается грозовая атмосфера современных событий» (из письма к А. А. и Е. В. Сванам от 9 авг. 1933). К другому типу относятся сжатые, лаконичные одночастные сонаты преим. лирич. характера («Сонатная триада» ор. 11, «Соната-воспоминание» из 1-го цикла «Забытые мотивы» ор. 38). Родственны им но характеру небольшие и сравнительно простые по изложению 2- и 3-частные сонаты типа сонатины («Соната-сказка» c-moll op. 25 No 1, «Соната-идиллия» C-dur op. 56). В сказках лирич. начало соединяется с эпически- повествовательным, порой драматическим. Нек-рые из них имеют программные заголовки («Сказка эльфов» ор. 48, «Сказка о птицах», «Шарманщик», «Нищий» из серии ор. 54). Иногда их замысел навеян произведениями классич. литературы или драматургии («Песнь Офелии» ор. 14 No 1, «Лир в степи» ор. 35 No 4). Но программный элемент выражен обычно в самой общей форме и не получает детального выражения в музыке. В основном это лирич. повествования. Кроме сказок, М. принадлежат разнообразные по настроению лирико-характеристич. пьесы романтич. типа, часть которых объединена в три цикла «Забытые мотивы». Концерты М., проникнутые взволнованным драматич. пафосом (особенно 1-й, c-moll op. 33), обнаруживают известное влияние рахманиновского монумент, пианизма, но им не достаёт симф. широты и напряжённости развития, манера фп. письма порой слишком детализирована. В романсах М. отразились некоторые характерные тенденции камерной вок. музыки нач. 20 в.: большое внимание к передаче декламационных оттенков текста, усиление роли фп. партии. М. требовательно подходил к отбору поэтич. текстов. Его любимыми поэтами были А. С. Пушкин (32 романса), Ф. И. Тютчев (15 романсов), И. В. Гёте (30 романсов). Им написан также ряд романсов на сл. М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Г. Гейне. И. Эйхендорфа и др. Среди лучших романсов -»Бессонница» (сл. Тютчева), «Похоронная песня», «Цветок засохший» (сл. Пушкина), в которых композитору удалось найти верные средства для воплощения поэтич. содержания. Вместе с тем чрезмерная детализация в передаче текста порой приводит к нек-рой искусственности вок. декламации, фп. партия бывает слишком перегружена. Соч.: для фп. с орк. - 3 концерта (c-moll, op. 33, 1914-17; c-moll, op. 50, 1927; Концерт-баллада, e-moll, op. 60, 1943); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет C-dur (1904-49); для фп. - Восемь картин настроений, ор. l (1896-97), Три фантастические импровизации, ор, 2 (1896 - 1900), 4 пьесы, ор. 4 (1897-1902), соната f-moll, op. 5 (1903), 3 арабески, op. 7 (1904), 2 сказки, op. 8 (1905), 3 сказки, op. 9 (1904-06), 3 дифирамба, op. 10 (1898-1906), Сонатная триада, ор. 11 (No 1, As-dur, 1904-06; No 2, Соната-элегия, d-moll, 1907; No 3, C-dur, 1908), 2 сказки, op. 14 (1906-07), 3 новеллы, ор. 17 (1908), 2 сказки, op. 20 (1909), соната g-moll, op. 22 (1909-10), 2 сонаты, op. 25 (No 1, Соната-сказка, c-moll, 1910-11; No 2, e-moll, 1911), 4 сказки, op. 26 (1912), Соната-баллада, Fis-dur, op. 27 (1912-14), соната a-moll, op. 30 (1914-15), 3 пьесы, op. 31 (1914-15), 4 сказки, op. 34 (1916), 4 сказки, op. 35 (1916-1917), Забытые мотивы (цикл 1, op. 38; цикл 2, op. 39; цикл 3, op. 40; 1918-20), 3 сказки, op. 42 (1921-23), Вторая импровизация (в форме вариаций), ор. 47 (1926), 2 сказки, ор. 48 (1926), Три гимна труду, ор. 49 (1926-27), 6 сказок, ор. 51 (1928), Романтическая соната, b-moll, op. 53, No 1 (1931-32), Грозовая соната, f-moll, op. 53, No 2 (1931-32), Романтические эскизы для юношества, ор. 54 (1932), Тема с вариациями, ор. 55 (1933), Соната-идиллия, C-dur, op. 56 (1937), 2 элегии, op. 59 (1938, изд. 1953); для скр. и фп. -3 сонаты (h-moll, op. 21, 1909-10; G-dur, op. 44, 1926; Эпическая, e-moll, op. 57, 1938), 3 ноктюрна, op. 16 (1908), 2 канцоны с танцами, ор. 43 (1924); для голоса с фп. - 3 романса, ор. 3 (1903), 9 песен B. Гёте, ор. 6 (1904-05), 3 стихотворения Г. Гейне, ор. 12 (1907 - 1908), 12 песен Гёте, ор. 15 (1907-08), 6 стихотворений Гёте, ор. 18 (1908-09), 3 стихотворения Ф. Ницше, ор. 19, 2 стихотворения Ницше, ор. 19-а (1908-09), 8 стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, ор. 24 (1911), 7 стихотворений Фета, В. Я. Брюсова и Тютчева, ор. 28 (1913-14), 7 стихотворений А. С. Пушкина, ор. 29 (1913), 6 стихотворений Пушкина, ор. 36 (1918), 5 стихотворений Тютчева и Фета, ор. 37 (1918), Соната-вокализ, ор. 41, No 1 (1922-23), Сюита-вокализ, op. 41, No 2 (1926), 4 стихотворения Пушкина и Тютчева, ор. 45 (1923-24), 7 песен, ор. 46 (1925-26), 7 песен на стихотворения Пушкина, ор. 52 (1929-30), 8 песен, ор. 61 (вероятно 40-е гг.). Собр. соч., т. 1-12, М., 1959-63. Лит. соч. и письма: Муза и мода, Париж, 1935; C. В. Рахманинов, в сб.: Памяти С. В. Рахманинова, Нью-Йорк, 1946; то же, в кн.: Воспоминания о Рахманинове, [т.] 2, М., 1962, 1974; Повседневная работа пианиста и композитора, М., 1963; Письма, сост. и ред. З. А. Апетян, М., 1973. МЕТНЕР Эмилий Карлович [1872, Москва - в ночь с 10 на 11 VII 1936, Теплиц, близ Дрездена] - русский философ, литератор и муз. критик (псевдоним Вольфинг). Брат Н. К. Метнера. В 1898 окончил юридич. ф-т Моск. университета. В 1900-х гг. зав. муз. отделом журн. «Золотое руно». Основал в Москве издательство «Мусагет», был издателем-редактором журн. «Труды и дни». С 1895 выступал как муз. критик. Был связан с поэтами-символистами, особенно с А. А. Блоком, А. Белым, Вяч. И. Ивановым, ценившими эрудицию М. в области музыки. С 1914 жил в Цюрихе. Муз.-эстетич. воззрения M. отличались противоречивостью. Новизна и оригинальность оценок соседствовали с отстаиванием обветшалых догм, острота суждений, меткость наблюдений - с реакционной проповедью «арийства». Выступал также против Р. Штрауса, М. Регера и пропагандистов их творчества в России. Осн. статьи М., опубликованные в журн. «Золотое руно» (1906-09) и «Труды и дни» (1912-13), собраны в кн.: «Модернизм и музыка» (1912). Написал книгу об А. Никише («Meister Nikisch», 1921). |