«МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА» (Metropolitan Opera) - ведущий оперный театр в США. Открыт в 1883 в Нью-Йорке ойерой «Фауст». Создан на средства акционерного общества «Метрополитен-опера хаус компани». Субсидируется богатыми фирмами, обществами, частными лицами. Здание театра построено по проекту арх. Дж. К. Кейди; зрит. зал на 3625 мест. «М.-о.» является единственным в США постоянным оперным театром (работает 7 мес. в году). Хор, оркестр и вспомогат. коллективы стабильны; ведущие солисты и дирижёры приглашаются на сезоны или на определённые спектакли. Важная роль в становлении «М.-о.» принадлежала дирижёру Л. Дамрошу (художеств. руководитель театра с 1884). В первом десятилетии репертуар театра состоял в основном из нем. опер, превалировали произв. Р. Вагнера; здесь, впервые в США, были пост. «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1886), «Тристан и Изольда» (1886), «Зигфрид» (1887), «Гибель богов» (1888), «Золото Рейна» (1889). В 1903 состоялась первая, после Байрёйта, пост. оперы «Парсифаль». Солистами в эти годы были - К. Нильсон, И. Кампанини, М. Зембрих и др. На рубеже 19 и 20 вв. здесь выступали Э. Альбани, С. Арнольдсон, Э. Имс, Н. Мелба, В. Морель, Л. Нордика, П. Плансон, Я. и Э. Решке. В 1903 на сцене «М.-о.» дебютировали Э. Карузо и О. Фремстад, в 1907 пел Ф. И. Шаляпин. В 1908-15 театром руководил А. Тосканини, директором был Дж. Гатти-Казацца (1908-35). В этот один из самых ярких периодов существования «М.-о.» Тосканини повысил художеств. уровень спектаклей, ввёл в репертуар произв. итал., франц. и русский композиторов (в т.ч. П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова). В 1910 под рук. Г. Малера (дирижировал в театре в 1908-10) в «М.-о.» была пост. первая рус. опера - «Пиковая дама», в 1913 А. Тосканини осуществил пост. оперы «Борис Годунов». На сцене «М.-о.» начинают ставиться оперы американский композиторов, первой была пост. «Трубка страсти» Ф. Конверса (1910). В 1910-е гг. в «М.-о.» окончательно утвердился обычай ставить оперы на языке оригинала. В этот период в театре регулярно выступали Э. Карузо, Э. Дестинова, Л. Бори, Л. Слезак и др. В 1918 впервые был исполнен триптих одноактных опер Пуччини («Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки»). В последующие годы, несмотря на поддержку меценатов, театр испытывал финансовые затруднения, продолжительность сезона сократилась до 3-4 месяцев. Тем не менее «М.-о.» оставался средоточием лучших представителей мировой вок. культуры, здесь выступали Дж. Де Лука, Дж. Мартинелли, Б. Джильи (с 1920), А. Галли-Курчи, Титта Руффо, М. Ерица, в 30-е гг. - Г. Мур, Э. Пинца, Л. Тиббетт, в 30-40-е гг. - Л. Альбанезе, Ю. Бьёрлинг, Д. Джаннини, З. Миланова, Л. Понс, М. Сингер, Л. Уоррен, а также исполнители вагнеровского репертуара - Л. Леман, Э. Лист, М. Лоуренс, Л. Мельхиор, Э. Траубель, К. Флагстад, Ф. Шорр, Г. Янсен. Репертуар театра в 20-50-е гг. составляли, в основном, популярные итал., франц. и нем. оперы. Среди опер амер. композиторов в «М.-о.» шли «Питер Иббетсон» Тейлора (1931), «Император Джонс» Грюнберга (1933), «Весёлая гора» Хансона (1934), «Ванесса» Барбера (1958). Произв. амер. композиторов никогда не занимали значит. места в репертуаре «М.-о.». В течение неск. десятилетий лишь немногим амер. певцам, часто после их признания в др. странах мира, удавалось стать ведущими солистами театра. С начала 40-х гг. труппа систематически пополняется молодыми амер. вокалистами, которые впоследствии получили широкую известность, - А. Варнай, Ж. Пирс, Р. Питерс, Р. Резник, Э. Стибер, Р. Стивенс, Р. Такер, Л. Уоррен и др. Дирижёрами в этот период в «М.-о.» были Б. Вальтер, Э. Лейнсдорф, Д. Митропулос, Ф. Штидри и др., театром руководил канадский певец Э. Джонсон (1935-50). В 1950-72 театр возглавлял Р. Бинг, при котором значительно повысилась общая муз.. и сценич. культура спектаклей «М.-о.». Он усовершенствовал репетиционную работу. Продолжительность сезона к концу его директорства достигла 31 недели. При нём впервые На сцену «М.-о.» получили доступ негритянские артисты - первой была М. Андерсон (1955, «Бал-маскарад»). С 1975 директор театра - Э. Блисс. Среди наиболее значит. пост. этого периода: «Воццек» Берга (1959), «Макбет» (1959), «Навуходоносор» (1960), «Фальстаф» (1964), «Луиза Миллер» (1968), «Отелло» (1972), «Сицилийская вечерня» (1974) Верди, «Фиделио» (1960); «Турандот» и «Девушка с Запада» Пуччини (1961), «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (1962), «Сомнамбула» (1963); «Женщина без тени» Р. Штрауса (1966), «Волшебная флейта» (1967), «Валькирия» (1967), «Парсифаль» (1970), «Тристан и Изольда» (1971); «Питер Граймс» Бриттена (1967), «Норма» (1970), «Вертер» (1971), «Вольный стрелок» (1971); «Дочь полка» Доницетти (1972), «Кармен» (1972); «Троянцы» Берлиоза (1973), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1973), «Осада Коринфа» Россини (1975). Из произв. рус. классики театр регулярно обращается к «Борису Годунову» (посл. пост. в 1974), часто ставит оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». На сцене театра изредка осуществляются пост. опер амер. композиторов. Спектаклями руководили крупные дирижёры-гастролёры - Э. Ансерме, К. Бём, Л. Бернстайн, Г. Караян, Й. Крипс, З. Мета, Л. Стоковский и др. Ведущим дирижёром театра является Д. Левайн. Пост. «М.-о.» руководят также С. Эрлинг, П. Маг, Р. Бонинг, Ф. Молинари-Праделли и др. «М.-о.» по-прежнему является центром притяжения лучших заруб. артистич. сил. На его сцене в 50- нач. 70-х гг. выступали В. де Лос Анхелес, X. Брилиот, Э. Бастианини, Н. Гедда, Т. Гобби, Н. Гяуров, Л. Делла Каса, М. Дель Монако, М. Кабалье, М. Каллас, Ф. Коссотто, Дж. Дондон, К. Людвиг, А. Моффо, Б. Нильсон, Л. Прайс, Л. Ризанек, Дж. Сатерленд, Б. Силс, Р. Скотто, Дж. Ди Стефано, Р. Тебальди, Г. Туччи, Б. Христов, Э. Шварцкопф и др., а также сов. певцы П. Г. Лисициан («Аида», 1960), Г. П. Вишневская («Аида» и «Мадам Баттерфляй», 1961), М. Л. Биешу («Паяцы», 1971). Фактич. хозяевами театра являются крупные меценаты, вносящие определённые суммы в фонд «М.-о.». Приглашение солистов-гастролёров обусловливает высокие цены на билеты, недоступные рядовому американцу. Принцип исполнения на языке оригинала также ограничивает круг посетителей театра. В сент. 1966 «М.-о.» перешёл в новое здание (зрит. зал на 3800 мест), оснащённое совр. театр. техникой и отличающееся первоклассной акустикой (арх. У. К. Харрисон). Т-р расположен на территории «Линкольн-сентра». Кроме основной сцены, театр имеет 3 вспомогательные. Оркестровая яма рассчитана на 110 музыкантов. Стены вестибюля украшены монументальными фресками М. Шагала. |