МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer) Джакомо (наст. имя и фам. - Якоб Либман Бер, Beer) (5 IX 1791, Тасдорф, близ Берлина - 2 V 1864, Париж, похоронен в Берлине) - композитор, пианист и дирижёр. Род. в семье банкира, нем. еврея Я. Г. Вера. Будучи наследником берлинского богача Мейера (деда по материнской линии), М. присоединил его фамилию к своей. Муз. способности М. проявились рано. С 6 лет он занимался у Ф. Лауска, с 1803 - у М. Клементи (фп.). Теорию музыки и композицию изучал под рук. К. Ф. Цельтера, затем Б. А. Вебера, с 1810 - аббата Г. Й. Фоглера, у которого жил неск. лет в Дармштадте. Здесь М. познакомился с учениками Фоглера, в т.ч. с К. М. Вебером, дружба с которым продолжалась много лет. К. М. Вебер, Я. Г. Вебер, И. Б. Генсбахер, М. и др. образовали «Гармонический союз» («Harmonischer Verein»), ставивший своей целью борьбу за новую музыку. В 1811 после исполнения оратории М. «Бог и природа» он получил место придв. дармштадтского музыканта. Неудачным оказался дебют его как оперного композитора. Опера «Клятва Иевфая» (1812, Мюнхен) потерпела фиаско, скромный успех сопутствовал и пост. комич. оперы «Хозяин и гость» (1813, Штутгарт; в новой ред. под назв. «Али-мелек, или Два калифа», 1814, Вена). Критика упрекала композитора в отсутствии мелодич. дара, в банальности, тяжеловесности музыки. 1816-24 (по совету А. Сальери) М. провёл в Италии, изучал партитуры Дж. Россини, овладевал принципами итал. вок. школы. Здесь написал оперы «Ромильда и Констанца» (1817, Падуя), «Узнанная Семирамида» (1819, Турин), «Эмма Ресбургская» (1819, Венеция), а также для миланского театра «Ла Скала» оперы «Маргарита Анжуйская» (1820) и «Изгнанник из Гренады» (1822). Широкую известность принесла М. опера «Крестоносец в Египте», свидетельствующая о зрелости композитора (в 1825 с успехом пост. в Париже, Лондоне, через неск. лет - в США, Бразилии). Друзья М., в т.ч. К. М. Вебер, восприняли перемены в стиле композитора как измену отечеств. традициям. Итальянизированные оперы М. не имели успеха в Германии. В 1825 М. по приглашению Россини, готовившего пост. его оперы «Крестоносец», посетил Париж. В 1827-42 жил преим. во Франции. Изучал историю и обычаи страны, литературу, театр, а также вкусы и требования публики. В произв. франц. драматургов и оперных композиторов он нашёл новые творч. стимулы. Большую роль сыграло знакомство с драматургом Э. Скрибом (впоследствии его постоянным либреттистом). На его либр. были написаны оперы «Роберт-Дьявол» (1830), имевшая огромный успех, и «Гугеноты» (1835; в России вначале шла под назв. «Гвельфы и гибеллины»), принесшая композитору мировую славу. Дж. Мейербер. «Гугеноты». Страницы партитуры. Автограф. В 1842 по предложению прусского короля Фридриха Вильгельма IV М. занял должность генерал-музик-директора театра «Корол. зрелища» в Берлине, где ставил оперы К. М. Вебера, Р. Вагнера («Летучий голландец»), выступал как дирижёр. В этот период написаны мн. придв. соч. «на случай» (праздничные кантаты, торжеств. марши, танцы, сценич. произв.). Среди них выделяются: опера «Лагерь в Силезии» (1844, с участием певицы Е. Линд, в дальнейшем постоянной исполнительницы жен. партий в операх М.) - своего рода попытка возродить традиции нем. зингшпиля, и музыка к драме брата композитора - M. Бера «Струэнзе» (1846). В 1846 М. оставил пост генерал-музик-директора, возвратился в Париж, где в 1849 с большим успехом была пост. его опера «Пророк» (в России шла под назв. «Осада Гента», затем -»Иоанн Лейденский»). По предложению театра «Опера комик» он создал оперы «Северная звезда» (1854, в неё частично вошла музыка из «Лагеря в Силезии») и «Плоэрмельское прощение» («Динора», 1859). Им была начата также опера «Юность Гёте». В 1862-64 М. работал над оперой «Африканка» (первонач. назв. «Васко да Гама»; пост. после смерти композитора). Творчество М. тесно связано с общим направлением франц. романтизма 30-40-х гг. В историю музыки он вошёл как основоположник большой оперы. Об эволюции его стиля в этом жанре свидетельствуют 4 наиболее значит. произв. - «Роберт-Дьявол», «Гугеноты», «Пророк» и «Африканка». Уже в опере «Роберт-Дьявол», несмотря на известную дань легендарно-фантастич. тематике нем. оперы, ярко проявились новые черты: декоративность и эффектность драматически- контрастных сцен, массивность оркестровки, разнообразие в трактовке вок. партий. Здесь сформировалась и структура большой франц. оперы: 5-актный спектакль, обогащённый драматически-действенными хор. и балетными номерами. Законченное выражение этот жанр нашёл в опере «Гугеноты» (по «Хронике Карла IX» Мериме): М. создал монументальный спектакль на ист.-героич. сюжет, сочетающий черты социальной трагедии и личной драмы. Однако развитие осн. идеи осложнено мн. второстепенными эпизодами (одна из характерных черт франц. большой оперы). В опере «Пророк» героич. сюжет (из истории борьбы крестьян с феодалами в 16 в.) получил поверхностную, в известной мере даже реакц. трактовку. Обилие внешних, декоративных эффектов снижает значение выбранной темы. В «Пророке» проступают черты начинающегося кризиса этого типа оперы. Наиболее противоречивое произв. - «Африканка» (М. работал над ней, с перерывами, более четверти века; ещё в 1837 Скриб написал либр., которое не удовлетворило М., в 1853 либреттист сделал новый вариант текста). Задумав её первоначально как большую оперу на историч. сюжет (в основе - подлинные историч. события: борьба Васко да Гама с католич. инквизицией), М. впоследствии усилил лирич. и экзотич. мотивы, выдвинув на первый план личную драму героев. Несмотря на отд. муз. находки, композитору не удалось создать произв. единого стиля. Муз. язык М. сложился под влиянием разл. нац. культур. Современники композитора не без основания говорили об эклектизме его искусства, о сочетании в его музыке итал. мелодии, нем. гармонии, франц. ритмики (за это его критиковали Р. Шуман, Р. Вагнер, А. Н. Серов). Однако эклектизм творчества М. - сложное, исторически закономерное явление: чуткий к веяниям времени художник, М. творчески ассимилировал мн. прогрессивные тенденции муз. искусства и объединил в своём стиле разл. нац. черты. Противоречивость творчества М. проявляется в композиционных принципах, в использовании муз. выразит. средств. Ист.-социальные мотивы нередко трактуются с внешней стороны как красочный фон для развития лирич. сферы. Характерное для франц. романтич. драмы стремление к местному и историч. колориту в операх М. приобретает условное выражение, подчиняясь лишь принципу театр. эффекта. Шаблонными становятся у него некоторые композиционные приёмы, переходящие из одной оперы в другую. Однако творчество М. - значит. этап в развитии европ. оперного искусства 19 в. Вок. и орк. стиль его блестящ и красочен, муз. характеристики выпуклы, большие ансамбли динамичны, развитие целого подчиняется чёткой муз.-драматургич. линии с выделением общей кульминации и узловых моментов каждого акта. М. - мастер большой оперной формы. Отд. находки в области оркестровки, гармонии, мелодии, ритмики заметно обогатили романтич. оперу 19 в. Он обладал чувством орк. колорита: использовал эффектные, красочные звучания (орган, колокол, военный оркестр на сцене), расширил роль отдельных, редко применявшихся в его время инструментов (бас-кларнет, контрафагот), партитуры М. изобилуют интересными тембровыми находками. Стиль большой оперы М. оказал значит. воздействие на франц. и др. нац. школы 19 в. Его влияние испытали Г. Доницетти, Дж. Верди, Р. Вагнер (в первой его опере «Риенци»), отд. мейерберовские черты усматриваются в творчестве А. Н. Серова («Юдифь», «Рогнеда»), П. И. Чайковского («Орлеанская дева»). Однако в дальнейшем развитии передового оперного искусства наступила реакция против «мейерберовщины» с её внешними эффектами в ущерб правдивости и эмоциональной естественности. Соч.: оперы - Клятва Иевфая (Обет Иевфая, Jephtas Gelübde, 1812, Мюнхен), Хозяин и гость, или Из шутки дело (Wirth und Gast oder Aus Scherz Ernst, 1813, Штутгарт; под назв. Два калифа, Die beyden Кalifen, 1814, «Кернтнертортеатр», Вена; под назв. Алимелек, 1820, Прага и Вена), Бранденбургские ворота (Das Brandenburger Tor, 1814, не пост.), Бакалавр из Саламанки [Le bachelier de Salamanque, 1815 (?), не оконч.], Студент из Страсбурга [L'йtudiant de Strasbourg, 1815 (?), не оконч.], Роберт и Элиза (1816, Палермо), Ромильда и Констанца (мелодрама, 1817, Падуя), Узнанная Семирамида (Se-miramide riconsciuta, 1819, театр «Реджо», Турин), Эмма Ресбургская (1819, театр «Сан-Бенедетто», Венеция; под назв. Эмма Лестер, или Голос совести, Emma von Leicester oder Die Stimme des Gewissens, 1820, Дрезден), Маргарита Анжуйская (1820, театр «Ла Скала», Милан), Альманзор (1821, не оконч.), Изгнанник из Гренады (L'esule di Granada, 1822, театр «Ла Скала», Милан), Крестоносец в Египте (Il crociato in Egitto, 1824, театр «Фениче», Венеция), Инес ди Кастро, или Педро Португальский (Ines di Castro о sia Pietro di Portogallo, мелодрама, 1825, не оконч.), Роберт-Дьявол (Robert le Diable, 1831, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Гугеноты (Les Huguenots, 1835, пост. 1836, там же; в России под назв. Гвельфы и гибеллины), Придворный праздник в Ферраре (Das Hoffest von Ferrara, праздничное представление к придв. карнавальному костюмированному балу, 1843, Корол. дворец, Берлин), Лагерь в Силезии (Ein Feldlager in Schlesien, 1844, «Корол. зрелища», Берлин), Ноэма, или Раскаяние (Noema ou Le repentir, 1846, не оконч.), Пророк (Le Prophete, 1849, «Корол. академия музыки и танца», Париж; в России под назв. Осада Гента, затем - Иоанн Лейденский), Северная звезда (L'йtoile du nord, 1854, театр «Опера комик», Париж; использована музыка оперы Лагерь в Силезии), Юдифь (1854, не оконч.), Плоэрмельское прощение (первонач. назв. Искатель клада, Le chercheur du tresor; также под назв. Динора, или Паломничество в Плоэрмель; 1859, театр «Опера комик», Париж), Африканка (первонач. назв. Васко да Гама, 1864, пост. 1865, «Гранд-Опера», Париж); дивертисмент - Переправа через реку, или Ревнивая женщина (Le passage de la riviere ou La femme jalouse; также под назв. Рыбак и молочница, или Много шуму из-за поцелуя, Der Fischer und das Milchmädchen oder Viel Lärm um einen КuЯ, 1810, театр «Корол. зрелища», Берлин); оратория - Бог и природа (Gott und die Natur, 1811); для орк. - Праздничный марш на коронацию Вильгельма I (1861) и др.; хоры - Псалм 91 (1853), Stabat Mater, Miserere, Те Deum, псалмы, гимны для солистов и хора (не опубл.); для голоса с фп. - св. 40 песен, романсов, баллад (на стихи И. В. Гёте, Г. Гейне, Л. Рельштаба, Э. Дешана, М. Бера и др.); музыка к спектаклям драм. театра, в т.ч. Струэнзе (драма М. Бера, 1846, Берлин), Юность Гёте (La jeunesse de Goethe, драма А. Блаза де Бюри, 1859, не пост.). Лит. соч.: Briefwechsel und Tagebücher, Bd 1-2, hrsg. von H. Becker, В., [1960-70]. |