МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич [28 I (9 II) 1874, Пенза - 2 II 1940, Москва] - сов. режиссер и актер. Нар. арт. Республики (1923). Чл. КПСС с 1918. В 1896-98 учился в драм. классе (рук. В. И. Немирович-Данченко) муз. драм. уч-ща Моск. филармонич. общества. В 1898-1902 актер Моск. Художеств. театра. С 1902 работал как режиссер в «Товариществе новой драмы», в Студии на Поварской (Москва), в Т-ре В Ф. Комиссаржевской (Петербург), в Александринском театре и др. В 1920-38 возглавлял драм. театр в Москве (в 1920-21 - Т-р РСФСР 1-й, с 1923 - Т-р им. Мейерхольда). М. придавал большое значение муз. стороне драм. спектакля (привлекал к сотрудничеству таких композиторов, как А. К. Глазунов, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович и др.). В постановках М. щедро и многообразно представленная звуковая партитура (от ритмически и мелодически точно проработанного звучания речи до прямого введения музыки) находилась в строгом соответствии, а в некоторых случаях в намеренно контрастном сопоставлении с зрительно-пластич. стороной. Выступал как режиссер в муз. театре. Пост. оперы «Тристан и Изольда» Вагнера (1909), «Орфей и Эвридика» Глюка (1911), «Электра» Р. Штрауса (1913), «Каменный гость» Даргомыжского (1917) в Мариинском театре. В 1935 осуществил на сцене Малого оперного театра пост. «Пиковой дамы», стремясь приблизить спектакль к лит. первоисточнику, он перенес действие оперы в нач. 19 в., поставив ее по новому либретто В. И. Стенича, существенно отличавшемуся от прежнего. Поэтому при ярких режиссёрских удачах в построении действия возникали противоречия между новым либретто и музыкой, спектакль вызывал полемические отклики (И. И. Соллертинский, В. М. Богданов-Березовский и др). В 1938 был приглашен в качестве режиссера в возглавлявшуюся К. С. Станиславским оперную студию (начал работу над пост. оперы «Семён Котко» Прокофьева). Соч.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч 1-2, M., 1968. |