МИЛЬНЕР Михаил Арнольдович [17(29) XII 1886, с. Ракитно Киевской губ. - 25 X 1953, Ленинград] - советский композитор. С детских лет пел в евр. провинц. хорах, позднее в хоре А. Н. Дзмитровского в Киеве, где под его руководством, а затем под рук. О. Д. Веккер обучался игре на фп. В 1907-15 занимался в Петерб. консерватории у А. М. Миклашевского и М. Н. Бариновой (фп.) и А. К. Лядова, И. И. Витоля, В. П. Калафати (композиция). В эти годы опубликовал ряд произв., написанных в традициях Беляевского кружка. В сов. время в творчестве М. отчётливо выявляются тенденции к художеств. обр. евр. муз. фольклора. Наряду с M. P. Гнесиным, А. А. Крейном и А. М. Веприком был одним из ведущих мастеров евр. музыки. Автор мн. сольных и хоровых вок. соч., жанровых фп. пьес, песенных циклов, музыки к драм. спектаклям студии «Габима», Моск. евр. театра (в 1924-25 зав. муз. частью), крупных муз.-сценич. соч., в т.ч. оперы «Новый путь» (о социальной перестройке деревни). В 1923-31 работал в Евр. театре в Харькове (зав. муз. частью). В 1931-41 худ. рук. еврейского вок. ансамбля в Ленинграде, написал в годы блокады ряд военно-патриотич. сочинений. Соч.: оперы - Небеса пылают (Ди Химелен бремен, 1923, Петроград), Новый путь (1933), Флавий (по Л. Фейхтвангеру, 1943, не оконч.); для орк. - симфония e-moll (1937), симф. поэма Партизаны (1944) и др.; для фп. - сонаты, цикл пьес Фронт и тыл; для голоса с фп. - романсы, военные песни, хоры, в т.ч. Мать и дитя (1916); музыка к театр. спектаклям. И. М. Ямпольский. |