МИЛЬШТЕЙН (Milstein) Натан Миронович [р. 18 (31) XII 1904, Одесса] - амер. скрипач. Игре на скрипке обучался с детских лет в Одессе у П. С. Столярского. Позднее занимался у Л. С. Ауэра в Петрогр. консерватории и у Э. Изаи в Брюсселе. В 1920-25 концертировал в СССР, выступая в ансамбле с пианистом В. С. Горовицем. С 1925 живёт за границей (с 1928 - в США). Гастролировал во многих странах. Обладает совершенной техникой и безупречным вкусом. Исполняет гл. обр. классич. репертуар. Автор обр. для скрипки (в т.ч. «Паганиниана»). МИЛЬШТЕЙН Яков Исаакович [р. 22 I (4 II) 1911, Воронеж] - сов. пианист, музыковед и педагог. Доктор искусствоведения (1941). Окончил в 1932 Моск. консерваторию по классу фп. у К. Н. Игумнова, в 1935 под его руководством - аспирантуру. В 1935-59 и с 1961 преподаёт в Моск. консерватории игру на фп. (с 1963 профессор). Среди его учеников: Е. И. Леонская, М. В. Мдивани, Д. Миланова, В. В. Сахаров, Н. Л. Штаркман, Б. Б. Бехтерев, В. М. Сканави. Осн. круг науч. интересов М. - история и теория фп. исполнительства и педагогики, творчество романтиков (Ф. Листа и Ф. Шопена), а также И. С. Баха. Ему принадлежат мн. исследовательские и муз. текстологич. труды, статьи о пианистич. искусстве К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, С. Т. Рихтера, Э. Г. Гилельса и др. (иногда подписаны Я. М.), аннотации к грампластинкам (серии «Выдающиеся пианисты прошлого», М., 1963; «Композиторы играют свои произведения», М., 1963, и др.), редакции, вступ. статьи и комментарии к разл. нотным изданиям (собр. фп. соч. Листа, Шопена, А. Н. Скрябина, И. Брамса, Ф. Шуберта, П. И. Чайковского, сб. фп. упражнений И. Брамса, К. Таузига, Р. Йозефи, А. Корто, Ф. Бузони и др.). Им написан капитальный труд о Листе. М. - почётный чл. Об-ва им. Ф. Листа в Будапеште (1974). Соч.: Исполнительские и педагогические принципы К. Н. Игумнова, в сб.: Мастера советской пианистической школы. Очерки, М., 1954, 1962; Ф. Лист. 1811-1886, [ч.] 1-2, М., 1956, 4971 (на венг. яз., Bdpst, 1965); Книга о великом польском музыканте. [Вступ. статья], в кн.: Лист P., P. Шопен, М., 1956; Лист, М., 1958 [(Библиотечка любителя музыки; на болг. яз.), София, 1959]; К истории изданий сочинений Шопена, в сб.: Фридерик Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов, М., 1960; Этюды Ф. Листа, М., 1961; Прокофьев играет в Москве, «СМ», 1962, No 8; Фортепианная фактура Шопена и Листа, в сб.: The Book of the First International Musicological congress devoted to the works of Friderick Chopin, Warsz., 1963; К. Н. Игумнов и вопросы фортепианной педагогики, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи. Воспоминания, вып. 1, М., 1965; О воспитании техники пианиста, в сб.: Методические записки по вопросам музыкального образования, М., 1966; Советы Шопена пианистам, М., 1968; Хорошо темперированный клавир И. С. Баха и особенности его исполнения, М., 1968; О Владимире Владимировиче Софроницком, в сб.: Воспоминания о Софроницком, М., 1970; Всеволод Буюкли. (Из прошлого русского пианистического искусства), в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 7, М., 1972; О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критике и воспитании исполнителя, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972; Франсуа Куперен. Его время, творчество, трактат «Искусство игры на клавесине», в кн.: Куперен Ф., Искусство игры на клавесине, М., 1973; Г. Г. Нейгауз и его литературное наследие, в сб.: Г. Нейгауз. Размышления, воспоминания, дневники. Избр. статьи. Письма к родителям, М., 1975; Константин Николаевич Игумнов, М., 1975, и др. И. М. Ямпольский. |