МИЛАН (Milan) Луис де (ок. 1500, Валенсия - после 1560) - испанский композитор, виуэлист, писатель, поэт. Работал гл. обр. в Валенсии. Был придв. музыкантом Фердинанда Арагонского в Калабрии, посетил с ним Италию и Португалию. Крупнейший представитель испан. школы виуэлистов, виртуоз, автор пьес для виуэлы, опубликованных в сборнике «Маэстро» («Libro de musica de vihuela de mano. Intitulado El Maestro», Valencia, 1535), - пьесы для виуэлы соло и для пения в сопровождении виуэлы, записанные линейно-цифровой табулатурой (первое печатное нотное изд. в Испании). Сборник состоит из 2 частей: 1-я содержит инстр. соч. - 40 фантазий (2-3-4-гол.), 4 тьенто (введённый М. жанр), 6 паван; 2-я часть включает вок. жанры - 4 кастильских романса, 12 вильянсико (6 на испан., 6 на португ. яз.) и 6 итал. сонетов для голоса и виуэлы. Сборнику предпослана теоретич. часть - руководство (отсюда назв. «Маэстро») по игре на виуэле, в нём рассматриваются основные принципы настройки виуэлы, чтения табулатуры, теория ладов и метра, а также некоторые вопросы исполнит. практики. Гл. значение творчества М. - в разработке инстр. стиля и имитационного полифонич. письма, а также виртуозного искусства вариационного развития, сохраняющего рельефность и выразительность осн. мелодии и выявляющего её интонационные и ритмич. возможности. Изданные при жизни М. произв. перепечатаны в виде факсимиле Л. Шраде: Milan L., Musikalische Werke. (Publikationen дlterer Musik…, Lpz., 1927). МИЛАН (Milano, лат. Медиоланум, Mediolanum) - город на С. Италии, адм. центр области Ломбардия и провинции Милан. Один из важнейших культурных центров Европы. 1725,7 тыс. жит. (1972). Первые сведения о муз. жизни города относятся к 4 в. и связаны с деятельностью наместника, позже миланского епископа Амвросия, установившего основы ритуального пения в зап.-христианской церкви (М. стал центром амвросианского пения в Европе). Помимо церкви, музыка звучала во время празднеств и спектаклей, дававшихся в театре и на открытом воздухе (выступали мимы, актёры, музыканты). Потребность церкви в квалифицированных музыкантах привела к созданию в М. одного из первых в центр. Европе христианских церк. муз. уч. заведений - «Схола канторум» (предполагается, что основателем был Амвросий или его преемник Симплициан). В 1-й пол. 11 в. школа была реорганизована архиепископом миланским Ариберто и продолжала функционировать при кафедральном соборе Санта-Мария. К 12 в. в неск. церквах М. уже были органы, псалтериумы, литавры; культивировалось 2-гол. полифонич. пение. В ср. века М. неоднократно становился ареной борьбы за власть между разными странами и политич. группировками, что налагало отпечаток на муз. культуру, сдерживало развитие духовной и светской муз. жизни. Длит, время городом управляли епископы и представители знатных дворянских родов. Их дворы наряду с церковью становятся средоточием исполнит. и творч. деятельности миланских и иностр. музыкантов. Направление развития муз. жизни в значит. степени определялось правителями города. Так архиепископ Дж. да Сесса издал эдикт, ограничивающий роль музыки и пения в церк. богослужении. Однако с кон. 13 в. музицирование в церквах неуклонно развивается. Заметную роль сыграл священник О. Скаккабароцци, автор многочисл. гимнов, месс. С кон. 14 в. центром муз. жизни становится гор. собор (строился с 1386), где были установлены 2 органа, основана капелла из 4 певцов; первый органист - А. Понти да Прато (с 1394), первый капельмейстер - М. да Перуджа (с 1402). В годы правления рода Сфорца (1450-99) в капелле работали видные франц. музыканты - Жоскен Депре, Дж. ди Франциа (или Жан Авиньонский), Ф. Галлико, Дж. де Ларкотин и др. В 1473 Г. М. Сфорца создал собств. придв. капеллу (из 40 певцов и музыкантов), возглавляемую аббатом А. Гуинати и его заместителем Ф. ван Вербеке. Большинство иностр. музыкантов перешло на службу к Сфорце. Значение капеллы гор. собора уменьшилось. Однако в 1484-1522 под рук. теоретика и комп. Ф. Гаффори её роль вновь возрастает. В 1491 в соборе был установлен новый орган (работы мастера Антеньяти из Бреши). Соперничество двух капелл способствовало оживлению муз. жизни города. В церкви господствовала музыка строгого стиля. При дворе давались представления, в которых выступали иностр. музыканты, наряду с произв. в итал. нар. стиле (барзолетты), звучала франц. и испан. вок. музыка; Леонардо да Винчи демонстрировал здесь вместе с певцом и лиристом А. Мильоротти муз. инструменты собств. конструкции. В нач. 16 в. в аристократич. салонах зарождается светское музицирование. Однако главенств. роль в муз..жизни М. сохраняет церковь. Влияние Контрреформации и длит. период испан. владычества тормозили развитие духовной музыки. Центром церк. музыки по-прежнему был гор. собор, где в течение неск. десятилетий капельмейстерами служили фламандские музыканты - М. Феррекорензис (Феркоре) и С. Буалье, а со 2-й пол. 16 в. - итальянцы В. Руффо, Ф. Марчези, Дж. Понцо, Дж. Ч. Габусси и др. Небольшие капеллы были созданы также при др. церквах. Значит. распространение получило музицирование в монастырях; особой известностью пользовались монахини К. Сесса, К. Ассандра (её произв. были напечатаны в М. в нач. 17 в)., а позже - Р. Квинцана. В 17 в. формы муз. жизни становятся разнообразнее. При дворе систематически звучала инстр. музыка. Скрипач Р. Тоэльо организовал первый инстр. оркестр, Ф. да Милано - кружок лютнистов (А. да Рипа, Дж. Альбуцио, М. даль'Аквила, П. П. Борроно и др.). В быт аристократич. общества входят турниры и маскарады, где исполнялись специально поставленные танцы. Появляется школа хореографов, возглавлявшаяся П. Диобоно и его учеником Ч. Негри. Миланские композиторы Ч. Борго, Г. Арноне, Дж. Д. Роньони, Дж. П. Чима, Ф. Казати, С. Кантони и мн. др. наряду с духовной писали светскую инстр. музыку. Композиторское творчество способствовало развитию нотоиздат. дела (зародилось в кон. 16 в.). Ноты печатали издатели Кастильоне, Мосхени, Панцио, Ломаццо, Безоцци и др. Позже и медленнее, чем в др. крупных городах Италии, развивался муз. театр. В нач. 17 в. ставились преим. духовные и светские интермедии, идиллии, пьесы с пением и танцами; сохранились сведения о пост. в «Театре комедии» («Teatro delia Commedia»), расположенном в т.н. Герцогском дворце («Palazzo Ducale»), «Орфея» Монтеверди (вскоре после премьеры в Мантуе, 1707) с участием миланской певицы В. Рампони. Первым миланским театром был «Салон Маргариты» (открыт в 1598 Маргаритой Австрийской; уничтожен пожаром в 1708), где в 1644 впервые в М. была пост. опера - «Андромеда» Маннелли. Позже в «Салоне Маргариты» давались оперы и мелодрамы К. А. Бадиа, П. А. Чиани, А. Сарторио, Дж. Габриели и др. С 1686 оперные спектакли ставились также в Герцогском дворце, где импрессарио Лонати и бр. Пьятанида открыли театр «Реджо нуово» (существовал до 1729); спектакли его были доступны простым горожанам. Здесь звучали произв. миланских авторов (в т.ч. на местном диалекте). В 18 в. М. становится одним из центров итал. оперного искусства, привлекающим крупнейших музыкантов Европы. В 1717 оперой «Константин» Ф. Гаспарини был открыт новый театр «Реджо дукале», на протяжении 60 лет игравший гл. роль в муз. жизни города. На его сцене были впервые пост. мн. оперы Н. Йоммелли, Ф. Гасмана, Н. Пиччинни, Т. Траэтты, А. Саккини, П. А. Гульельми и др., а также миланских авторов - Дж. Б. Лампуньяни, Дж. Ф. Бривио. Для театра «Реджо дукале» писали И. К. Бах, И. А. Хассе, здесь ставились ранние оперы-сериа В. А. Моцарта. На сцене театра выступали певицы Ф. Бордони-Хассе, В. Тези-Трамонтини, М. и К. Габриелли, Дж. Агьяри; певцы Дж. Карестини, А. Бернакки, Г. Гуаданьи, Л. Маркези и др. Сформировалась балетная труппа под рук. Г. Анджолини. Оркестр театра включал более 50 музыкантов. Оперные спектакли давались также в др. театрах города, в небольших залах, салонах («Палацци-таверна», «Джулини», «Исимбальди») и даже в монастырях (Сант-Анджело и др.). К сер. 18 в. опера становится любимейшим видом искусства в М. Развивалась конц. жизнь. Традиционными стали т.н. концерты для аристократии (Concerti di quaresima, проводились ежегодно на пасхальной неделе, когда театры закрывались). В домах богатых аристократов устраивались т.н. академии с исп. симф. и вок. музыки (в частных концертах графа Литта выступал И. К. Бах, специально писавший для них музыку). По инициативе комп. Дж. Саммартини проводились также концерты инстр. музыки на открытом воздухе (на эспланаде замка и у Вост. ворот). В них участвовал оркестр (ок. 60 музыкантов), концертмейстерами которого (виолончель и контрабас) были отец и сын Боккерини. По отзывам современников, этот оркестр не уступал лучшему в Европе Мангеймскому. В частной школе Саммартини учились К. В. Глюк, Й. Мысливечек, В. А. Моцарт, итал. музыканты. В 1758 в М. была создана Филармония, академия, объединившая проф. музыкантов. Развитие инстр. музыки оказало влияние и на деятельность церк. капелл, которые начали культивировать виртуозно-конц. стиль исполнения. В гор. соборе работали капельмейстерами К. Бальяни, Дж. А. Фьорини, Дж. Сарти, К. Монца, Н. Цингарелли. Конец 18 - нач. 19 вв. - бурный период в политич. жизни М. Значит. изменения произошли в муз. жизни. В 1776 был уничтожен пожаром театр «Реджо дукале», спектакли временно перенесены в театр «Интерниале» (1776-77). Одновременно началось строительство двух оперных театров (по проекту арх. Дж. Пьермарини). Один из них (больший), воздвигнутый на месте церкви Санта-Мария делла Скала и получивший назв. «Ла Скала», был открыт в 1778 (оперой «Признанная Европа» Сальери). Вскоре он стал ведущим европ. оперным театром. Уже в первые десятилетия 19 в. на его сцене стремились выступить, чтобы получить признание, крупнейшие оперные артисты мира. Т-р оказал заметное влияние на европ. оперное исполнит. искусство. Большое значение для муз. жизни города имела деятельность А. Тосканини (возглавлял театр «Ла Скала» в 1898-1903, 1906-08, а также в 1921-29). Наряду с «Ла Скала» в М. в разное время существовали др. оперные театры. Второй театр, построенный по проекту Пьермарини, - «Каноббиана» был первоначально задуман как исключительно оперный, однако уже с 1782, не выдержав конкуренции с «Ла Скала», ставил преим. драм. спектакли, а в последние десятилетия 19 в. балеты и оперетты. В 1894 он перестроен и заново открыт под назв. «Лирико-интернасионале» (разнообразен его репертуар - от оперы и балета до варьете). В театре «Каркано» (открыт в 1803) давались муз. и драм. представления. Т-р «Ре» открылся оперой «Танкред» Россини (1813), в дальнейшем ставил гл. обр. драм. спектакли. Оперные труппы выступали изредка в театрах «Сан-Симоне», «Лентазио», «Мандзони», «Санта-Радегонда», «Филодрамматичи». В первые десятилетия 20 в. оперетты ставились в театрах «Олимпия» (открыт в 1899) и «Диана» (1908-21). В нач. 19 в. создаются организации, ставшие фундаментом развития муз. культуры М. В 1808 осн. Миланская консерватория (вначале как школа для воспитанников монастыря папских каноников в церкви Санта Мария делла Пассионе). В её задачи входила подготовка певцов, оркестрантов, хористов и дирижёров для оперных театров. Неск. лет спустя консерватория под рук. директоров Б. Асиоли и А. Ролла выросла в уч. заведение европ. значения. После провозглашения независимости Италии (1861) Миланская консерватория становится государственной, в 1908 ей присвоено имя Дж. Верди. С 1809 в М. работала также балетная школа. Во 2-й пол. 19 в. происходит значит. сдвиг в конц. жизни. С образованием Квартетного общества (1864; среди его инициаторов - А. Бойто и скрипач, впоследствии директор Миланской консерватории А. Баццини) регулярными становятся камерные концерты. В 1879 дирижёр Ф. Фаччо объединил музыкантов театра «Ла Скала» в самостоят. симф. оркестр - Оркестровое общество. В М. работают крупнейшие нотоизд. фирмы - Рикорди (осн. 1808), Лукка, Сонцоньо и др., которые не только издают муз. литературу, но активно участвуют в муз. жизни: заказывают композиторам оперные, симф. и камерные произведения, содействуют их исполнению. В период фашистской диктатуры междунар. значение М. как очага муз. культуры снижается ввиду усилившейся изоляции Италии, эмиграции ряда музыкантов. В 1943 авиабомбой было повреждено здание «Ла Скала». В 1946 театр был восстановлен и вскоре вновь занял одно из ведущих мест в Европе. В 1955 открыт камерный филиал театра - «Пиккола Скала», где ставятся гл. обр. оперы композиторов 17-18 вв. и совр. авторов. При «Ла Скала» существует уч. студия (стажируются певцы из разных стран, в т.ч. из СССР). Оркестр театра ежегодно даёт симф. концерты (осенью и весной). В последние десятилетия возникли мн. муз. организации и исполнит. коллективы. Регулярные симф. концерты, помимо оркестра театра «Ла Скала», дают Миланский симф. оркестр Итал. радио и телевидения, оркестр общества «Послеполуденное музицирование» («Pommerigi musicah», который выступает в театре «Нуово» преим. с исполнением совр. музыки), камерный оркестр «Анжеликум» (осн. 1941). Об-во «Амвросианская полифония» (осн. 1947) пропагандирует музыку средневековья, Возрождения и барокко. С 1955 действует студия электронной музыки при радио М. (осн. Л. Берио). В М. сосредоточено большинство итал. конц. агентств, в т.ч. Междунар. предприятие оперных концертов (Affari Lirici Concertistici Internationale), Организация междунар. концертов (Oiganizzazione Internationali Concerti), Междунар. организация артистов (Organizzazione Internationale Artistico), общество Политехнические концерты (Entre Concerti del Politecnico) и др. В M. находятся ведущие издательства и звукозаписывающие фирмы; выходит осн. часть муз.-периодических изданий страны, в т.ч. журналы; «Rassegna musicale Curci», «Musica d'oggi», «L'opera», «Musica e dischi», «Discografia internationali», «Discoteca», «Musica Jazz», «Musica sacra», «Ambrosius» и др. Проф. музыкантов, помимо консерватории, готовят Ин-ты истории музыки при Католическом и Гор. университетах, Папский Амвросианскии институт духовной музыки и др. Эти институты ведут также музыковедч. работу. Обширными собраниями нот и книг по музыке располагают Амвросианская б-ка, Б-ка архива гражданской истории, Б-ка консерватории. Ценные коллекции собраны в Музее муз. инструментов при консерватории и отделении музыкальных инструментов Гражданского музея. В M. регулярно проводятся исполнит. и композиторские конкурсы, которые организуют гор. муниципалитет (конкурс на симф. произв.), муз. общества, театр «Ла Скала», издательства. |