МИЛЛЁКЕР (Millöcker) Карл (29 IV 1842, Вена - 31 XII 1899, Баден, близ Вены) - австрийский композитор, дирижёр, виртуоз на флейте. Муз. образование получил в Венской консерватории у Ф. Цирера и И. Лаймеггера. С 1858 работал флейтистом в венском «Йозефштадттеатре», в 1864 по рекомендации Ф. Зуппе занял пост дирижёра театра в Граце. В 1866-69 дирижёр венского театра «Гармония», в 1869-83 - «Театра ан дер Вин». Руководил также исп. своих произв. в театрах Мюнхена, Берлина, Гамбурга. Как композитор дебютировал опереттами «Мертвый гость» и «Две вязальщицы» (обе пост. 1865, Грац). Наряду с Ф. Зуппе и И. Штраусом М. - один из основоположников венской классич. оперетты. Произв. М. носят, как правило, развлекательный, лирический, порой сентиментальный характер. В то же время его музыка отличается ярким нац. колоритом и театральностью, изобретательной инструментовкой, что принесло ей успех у широкой аудитории. Композитор часто использовал интонации и характерные формы венского гор. фольклора. Наибольшую популярность при жизни автора приобрели оперетты «Заколдованный замок» («Das verwunschene SchloЯ», 1878), «Графиня Дюбарри» («Gräfin Dubarry», 1879), «Апаюн-водонос» («Apajune der Wasserman», 1880), «Бельвильская дева» («Die Jungfrau von Belleville», 1881), а особенно «Нищий студент» («Der Bettelstudent», 1882) и «Гаспарон» («Gasparone», 1884), с успехом шедшие также на рус. сцене. Мн. оперетты М. сохраняются в репертуаре совр. театров. Соч.: более 20 оперетт, в т.ч. Приключение в Вене (Abenteuer in Wien, 1873), Остров женщин (Fraueninsel, 1878), Полковой проповедник (Der Feldprediger, 1884), Вице-адмирал (Der Viceadmiral, 1886), Семь швабов (Die sieben Schwaben, 1887), Бедный Йонафан (Der arme Jonathan, 1890), Воскресное дитя (Das Sonntagskind, 1892), Пробный поцелуй (Der Probekuss, 1895), Северное сияние (Das Nordlicht, 1896); музыка к драм. спектаклям; сборники лёгких фп. пьес («Musikalische Presse», выходившие ежемесячно в 1873-76). |